Днепропетровский национальный исторический музей

Пектораль. Повернення…

21 июня в 1971 года, в 14 часов 30 минут, вблизи г.Орджоникидзе Днепропетровской области, в кургане Толстая Могила Б. Мозолевским была найдена Золотая Пектораль — нагрудное украшение скифского царя IV века до н.э. — весом 1148 граммов, 30, 6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы в технике литья с применением пайки, чеканки, зерни, скани и эмали.
Наряду с сокровищами Тутанхамона Пектораль стала главной археологической находкой ХХ ст. Почти сразу после обнаружения по личному распоряжению В.В. Щербицкого Золотая Пектораль, как бесценная археологическая находка, была перевезена в Киев, где хранится в музее исторических драгоценностей Украины (филиал Национального музея истории Украины).
Спустя 30 лет Пектораль, которой восхищались жители стран Европы, Япония, Канада, США впервые побывала на землях Скифской степи — в апреле-мае 2006 г. она экспонировалась в Днепропетровском историческом музее.
ПЕКТОРАЛЬ. ЗОЛОТАЯ СИМФОНИЯ.
Латинское слово «пекторалис» означает «нагрудный». Однако не каждое нагрудное украшение называли пекторалью, а только то, которое были вправе носить, скажем, египетские фараоны, римские императоры, высочайшие сановники древнего мира.
Необычайная красота и исключительная ценность пекторали из Толстой Могилы свидетельствуют о могуществе Скифского царства. Археологи связывают сокровища Толстой Могилы с IV веком до н.э. и, в частности, с временами царя Скифии Атея.
Композиционно это три рогоподобных яруса, соединенные между собой скрученными «цепочками» золотых пустых трубочек. На концах — крошечные литые головки львов. Львы держат в пастях кольца для шнурка, с помощью которого царь вешал украшение на шею.
В нижнем ярусе — жестокая борьба травоядных животных с хищниками. Особенным драматизмом наполнена борьба коней с кровожадными грифонами. А вот лев и леопард напали на дикого кабана и оленя , псы гонятся за зайцем.

Грім стихав за долиною,
Зашархав на глині.
Окрай балки Хоминої
Паслись коні гливі.
Де не візьмуться – грифони!
Впали ніби кара!
Тай на кинулись на коней,
Що не кінь – то пара.
Бьють крильми – жалю немає,
Щей ревуть жахливо!
То один хребет ламає,
Други б’є в загривок

А в верхнем ярусе пекторали — покой и умиротворение. В центре двое мужчин шьют одежду. Справа — кобыла с жеребенком, корова с теленком, овца, коза с козленком и взлетающая птица. Юноша, подобрав под себя ноги (по восточному обычаю) доит овцу. Слева — те же животные с молодым приплодом (но в другой композиции), а юный скиф, подоив овцу, затыкает амфору с молоком сорванной травой: так сохраняли молоко от быстрого скисания.

Світе мій щирий, який ти чистий
Світе прозорий який ти гожий
Хочеться ноги в росу вмочити
І цілувати у вічі рожи
Буйно огудина переплилася
Квіти медами течуть крізь огудину
Світе оспіваний перепелами,
Жайворами, горлицями, сорокопутами
Сяй і слався наш добрий світе
Небо своє прихили над нами
Ми твої паростки, ми твої діти
Будьмо ж не пасинками а синами!

И между этими двумя ярусами как между двумя мирами пролегла Степь! Бесконечная как вселенная! С буйством трав и многоголосьем птиц.
Лица людей на пекторали весьма индивидуальны. Не исключено, что это портреты заказчиков. По заключению антропологов, изучавших останки царя из Толстой Могилы, этот еще не старый человек был тяжело болен. На лице одного из бородачей — следы заболевания… Вообще, точна и совершенна каждая золотая скульптурка, — и, очевидно, изваяна с натуры. Даже амфора, куда собирает молоко юный дояр, вполне конкретна. Такие сосуды изготовляли только в Крыму.

Хай це вбрання із білого руна
Йому в дорозі буде як молитва.
В грифонах даль і в вії звірина,
А треба й ти бо Світу треба Світла!
Готуй же сир і паку ікумис,
Готуйте душі про добу новітню.
Нехай обранцю легким буде спис —
Він все пройде і принесе ту квітку!
І зійде сонце і відступе ніч,
І дощ напоє землю не политу!
І птиці розлитяться усебіч
Любов і Мир повідуючи світу!

Однако, как согласовать эту антропологическую, анатомическую этнографическую точность с обилием мифических персонажей, с сюжетами просто невозможными в природе, эти сцены расцвета природы, изображенным в среднем ярусе, умиротворение верхнего яруса с лишенной всяких эмоций, не дающей надежду на спасение смертью и всепоглащающим страхом ее жертв? И почему такие разные сюжеты попали в царское нагрудное украшение?
ПЕКТОРАЛЬ. ТАЙНЫ.
Золотая пектораль является шедевром древних мастеров. Сложность сплетения фигур, их ракурсы говорят о высочайшем уровне их мастерства. Автор золотого чуда был возможно причерноморским эллином — потомком переселенцев из Средиземноморья, осевших на берегах Понта Эвксинского в VII-VI вв. до н. э.
Однако, некоторые исследователи полагают, что он мог быть и этническим скифом (ведь мастер в совершенстве знал скифскую мифологию, скифские обычаи и обряды), но, несомненно, долгое время прожившим и учившимся в Пантикапее – столице ювелирного ремесла северного Причерноморья.
Он отлично владел всеми (подчас загадочными для нас) тонкостями античного ювелирного искусства. ектораль выполнена с большим мастерством. Каждая деталь поражает законченностью, филигранностью. Идеальные пропорции изображенных животных в покое и в движении, способы «вписывания» фигур в фоновое пространство, делают это творение близким к произведениям греческого искусства той поры, в частности, к барельефной скульптуре на фронтонах греческих языческих храмов, даже к такому всемирно известному, как Парфенон.
О смысле изображений на пекторали спорят уже три десятка лет…
Версия первая. Модель Вселенной.

Трехъярусное строение пекторали, надо полагать, отражает представление скифов о Вселенной. Внизу—борьба коней с фантастическими грифонами, дикие звери: возможно, это образ мира стихий, мира демонов, мира, чьи корни уходят в подземное царство, во владения мертвых…
Средний ярус заполнен большими, украшенными голубой эмалью цветками, изображениями ветвей и птиц. Он может символизировать древо жизни, атрибут скифской богини-матери Табити.
Верхний, основной ярус занят невероятно выразительными, «документальными» сценами жизни кочевья. Два полуобнаженных бородача, отложив колчаны с луками, шьют одежду из бараньей шкуры; рядом молодой скиф доит овцу, ходят лошади и коровы, взлетают птицы…
Есть мнение, что это не просто бытовые зарисовки, а образ высшего мира, где празднуют торжественный новогодний обряд. И не простые скифы возятся с овчиной, а два легендарных царя в мире вышнем шьют магическое одеяние из золотого руна… Не того ли, за которым плавали аргонавты?..
Новый год начинался у скифов в весеннее равноденствие — в конце марта, когда все живое дышит весной. Новогодний праздник был у скифов самым значительным культовым праздником. Считалось, что набирается живительных сил не только все живое в природе, но и сам царь наполняется свежей силой и мудростью, поскольку символически вступает в священный брак с богиней плодородия. Более того, скифы верили, что в новогодний праздник их цари давали толчок целому годовому циклу, животворным силам природы.
Вся композиция, безусловно, имеет религиозное значение.
Три мира—корни, ствол и крона Мирового Древа, они же царства мертвецов, живых людей и высших, божественных существ—были основой космогонии многих племен. Изображение животных также носят символический характер. Так, заяц в скифской мифологии – олицетворял счастье (такое же неуловимое и пугливое, боящееся малейшего шороха). Во время празднования скифского нового года мужчины племени осуществляли ритуальную охоту на зайца. Два кузнечика (а по утверждениям энтомологов – это парочка, то есть самец и самка) символизировали продолжение рода.
Версия вторая. Карта владений скифов.

На знаменитой пекторали Мозолевского запечатлена символическая карта древних владений скифов («скифского квадрата», по Геродоту), Черное море и прилегающие к нему земли. Хорошо различима линия морского побережья от Босфора до Кавказа. На карте нет Азовского моря. Но, по данным украинских археологов-подводников, в древности уровень азовских вод был ниже нынешнего на 9-12 метров. Керченский пролив тоже еще не существовал. Фактически, имелось лишь узкое пресноводное озеро Меотида. Так вот, — оно на пекторали есть!..
Важно подчеркнуть, что все фигуры календаря пекторали, и др. по своим контурам похожи на 16 особых территорий — земель, которые в свое время входили в состав Великой Скифии (6 в. до н.э.), это т.н. легендарные “благие земли”, что размещены от Алтая до Испании. В центре главная земля — Скифия (ныне Украина). На пекторали она изображена в виде бараньей шкуры-егиды, которую держат два скифских царя брата Пал и Нап, потомки легендарного Скифа, что, видимо, означает двоевластие. Если перевернуть пектораль нижним, выпуклым краем кверху (а именно таким предстает украшение, когда его поднимают с груди к глазам), на овечьей шкуре можно увидеть Крымский полуостров, характерные очертания юга Украины! А рука того царя, что стоит на коленях слева, — Пала? — указывает точку в окрестностях Мелитополя…
Выпуклости на пекторали обозначают горы и возвышения, глубокие линии — реки. Можно разобрать в золотом плетении части территорий теперешних России, Молдавии, Грузии, Румынии, Болгарии, Турции…
Очевидно, вся эта географическая премудрость 2500 лет назад была понятна только специально обученным особам, жрецам, царям, военачальникам… Властелин всегда носил с собой схему своих владений!
Версия третья. Календарь.
По мнению исследователя С. Паукова, в скифском году 16 месяцев по 23 дни в каждом, т.к. его структура рассчитана на 368 дней (16 х 23 = 368). Но, скифы уже в те времена знали, что в году 365 дней. Для коррекции счета времени по своему календарю они просто не учитывали 3 дня (21,22,23 июня) в период летнего солнцестояния (368-3=365). В високосный год не учитывали 2 дня — 22,23 июня (368-2=366). Время также исчисляли и большими периодами по 16 лет — т.н. скифскими индиктами, названия которых такие же как и у месяцев года. (Греческий индикт некогда был равен 15 годам.)
Скифы были язычниками, поэтому у каждого дня, месяца, года, индикта, и т.д. были свои божества времени в виде домашних животных, которые были расположены на пекторали по кругу. Всего их было 16. Зодиак — это “круг животных”. Новый год праздновали 21 марта в день весеннего равноденствия, при этом отсчет времени начинали с 1 января, как по григорианскому календарю, которым мы сейчас пользуемся.
Скифское лето — это период с 3 апреля по 30 сентября. На пекторали до этого периода скифы изображены в теплых кафтанах, а в летний период они изображены полуобнаженными, что указывает на жару. Кстати, пектораль — это еще и точный астрономический прибор — древние солнечные часы
Тайну календаря пекторали знали только цари и жрецы, иные представители элиты скифского общества, что помогало им, на основе знаний, управлять народом.
Подробнее об этой и других версиях можно узнать:
ПАУКОВ С.М. «Тайны золотой пекторали».
Пауков С. Золотое руно и праобразы фигур древней скифской пекторали
КУРГАН ТОЛСТАЯ МОГИЛА.
«Отец истории» Геродот, посетивший Скифское царство в пору его расцвета, в V веке до н. э., очевидно, был свидетелем мрачного и пышного ритуала погребения усопших властителей. Цари уходили в мир иной со свитой из умерщвленных на могиле жен, слуг, коней. С ними хоронили оружие, драгоценности, посуду и массу бытовых предметов, которые должны были служить хозяевам в загробном мире.
Вопреки сомнениям многих ученых прошлого, эпохальные археологические открытия ХІХ-ХХ веков доказали, что греческий историк ничего не выдумал и не преувеличил. Раскопки кургана Толстая Могила очередной раз подтвердили это.
… Звездный час пришел к ученому внезапно. Мозолевский не имел тогда ни степеней, ни званий; был внештатным сотрудником Института археологии АН УССР. Он добровольно согласился возглавить раскопки кургана Толстая Могила — по мнению коллег, бесперспективного.
Громадный холм высился на территории горнорудного комбината в Днепропетровской области, изрядно мешая хозяевам комбината, — они и настояли на раскопках…
Мела февральская поземка, когда Борис взялся за дело. Он был романтиком и верил в чудеса… Позднее Мозолевский писал: «Передо мной стояла гора, которая двадцать три столетия немо берегла свои тайны; гора, под которой лежали древние владыки… Начался тяжкий и неравный поединок с вечностью. Две недели подряд я поднимался в 5.30 и по 16 часов ежедневно, без отдыха и выходных, всматривался в землю…» Рядом с именем удачливого археолога стоит вспомнить имя доброго гения экспедиции, директора комбината, Григория Середы. Он дал бульдозеры и другие мощные машины.
Раскопки подвигались быстро. Но люди выдерживали с трудом: задубевшие от мороза, оглохшие от рева машин, «мертвые падали в кровать, чтобы завтра снова продолжить этот бешеный поединок с курганом».
Первой значительной находкой стали прекрасные украшения повозки и погребальной конской упряжи: бронзовые ажурные навершия, звоночки-колокольчики, около двухсот узорных блях…
«Наверху» поняли, что Толстая Могила стоит усилий. Сформировали полноценную экспедицию.
Под восьмиметровой насыпью копателей ждали богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями погребения скифской царицы и мальчика, вероятно, ее сына, лежавшего в алебастровом саркофаге.
В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников была осыпана драгоценностями. Царица лежала в платье расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных.
Ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигурками львов, руки «закованы» в золотые обручи, пальцы усыпаны перстнями. Высокая шапка также была покрыта золотыми пластинами. В руках она держала зеркало — магический предмет для скифов.
Царица находилась в окружении многочисленных служанок, пожелавших уйти со своей госпожой в мир иной…
Главная камера, место погребения самого царя, увы, оказалась разграбленной. Но при входе в нее археологи, уже завершая свой дневной труд, нашли тайник, не замеченный грабителями. Предоставим слово Мозолевскому: «Я расчищал густой глиняный наплыв, покрывавший пол, и почувствовал, как что-то царапнуло палец. Сердце отчаянно екнуло. Осторожно отвернув глину, я увидел, как блеснуло золото, и каким-то неведомым чувством понял, что это именно оно…».
1 июня 1971 года, в 14 часов 30 минут, близ г. Орджоникидзе Днепропетровской области, Борисом Мозолевским была найдена золотая пектораль…
Отзывы прессы

БЛИК.UA

24.03.2007
Анна Мамонова

Уникальнейшая золотая скифская пектораль покинула стены столичного музея драгоценностей. Все СМИ протрубили о том, что реликвия под усиленной охраной отправилась на экспозицию в Днепропетровск. Но это же, невозможно! Пектораль относится к величайшим драгоценностям планеты и оценивается в $150 млн. Согласитесь, за таким украшением охотники всегда найдутся.
Взволнованный, «БЛИК» позвонил в музей, где хранится украинская святыня. Там, слава Богу, насуспокоили.
– В Днепропетровск мы отправили копию пекторали. Оригинал по закону не может покидать стены нашего музея, – говорит хранительница драгоценности Татьяна Шамина. – В регионы поехал ее двойник – заверяю вас, очень хороший и стоит он тоже немалых денег – 25 млн. грн.
Копия скифской пекторали пробудет в Днепропетровске больше 2 месяцев. Как и оригинал, она весит 1 148 граммов, только она не золотая, а позолоченная. На экспозиции введены жесткие меры охраны, посетителей запускают по 20 человек.
– Этот двойнник в точности соответсвует оригиналу, до мельчайших деталей, – поясняет Игорь Лобортас, директор ювелирного дома «Лобортас и Карпова». – Копия не менее прекрасна, чем оригинал!

АФИША ДНЕПРОПЕТРОВСКА

Выставка Пектораль. Возвращение.

Прекрасным летним днем недалеко от города Орджоникидзе группа археологов под руководством Бориса Мозолевского завершила раскопки скифского кургана Толстая Могила, где в IV веке до н.э. был погребен один из скифских царей. С первого взгляда ученым стало ясно, что царскую могилу кто-то уже успел навестить и (как могло показаться) выгрести все сокровища подчистую.
Разочарованные археологи отправились было прочь, когда один из них вдруг заметил что-то блестящее под ногами. Благодаря осыпавшемуся грунту грабители «проморгали» нагрудное украшение царя, сделанное из чистого золота и весившее больше килограмма (если быть совсем точными, 1148 граммов). Так 21 июня 1971 года на территории нашей области была обнаружена знаменитая Золотая Пектораль, которая наряду с сокровищами Тутанхамона считается главной археологической находкой XX столетия.
Бесценный полумесяц сразу же увезли в Киев, и лишь через тридцать шесть лет пектораль вновь (да и то, к сожалению, ненадолго) вернулась в наш город. Сложно поверить, но факт остается фактом: оказывается, древние скифские мастера в совершенстве владели различными технологиями обработки металла.
Литье, пайка, чеканка, зернь, скань, эмаль – и все это почти две с половиной тысячи лет назад, задолго до изобретения мартеновских печей, бессемеровского способа литья и порошковой металлургии! Многочисленные фигурки людей и животных выполнены с филигранной точностью (ученые даже полагают, что их создавали с натуры). Так что сегодня у нас появилась поистине уникальная возможность собственными глазами увидеть эту «энциклопедию жизни скифского народа».
А «в пандан» к пекторали демонстрируются ножны скифского меча акинака (тоже золотые). Во-первых, всякий бриллиант нуждается в оправе, а во-вторых, золото и война, как известно, всегда идут рука об руку. Иначе у нас пока просто не получается.

ЭКСПЕДИЦИЯ XXI

Елена Волкова

Из поколения в поколение передаются предания о несметных сокровищах, хранящихся в скифских курганах, которых на территории Украины множество. Это огромные земляные насыпи высотой до 20 м и диаметром основания более 200 м. Чумаки, возившие из Крыма соль, любили рассказывать байки о степных курганах. Старый чумацкий шлях, идущий от Никополя на юг, к Перекопу, тянется по бескрайним степям Таврии. И повсюду, до самого Мелитополя и далее, разбросаны по степи высокие, издалека видные скифские курганы, таящие, по преданию, несметные сокровища. Раскопки их, начавшиеся в XIX в. и продолжающиеся и в наши дни, задают историкам немало загадок. В курганах исследователи, искатели, да и просто грабители находят ЗОЛОТО СКИФОВ. Часть найденных золотых предметов находится в музеях. То, что на них изображено, зачастую вызывает жаркие споры в среде ученых по поводу датировки и происхождения «золота скифов».

Большинство скифских курганов ученые относят к IV-III вв. до н.э. — периоду наибольшего экономического и политического могущества скифов. Скифы — древние племена, населявшие в VII-III вв. до н.э. обширные пространства степей между устьем Дуная и Доном. И были народом кровожадным. По описаниям греческого историка Геродота (V в. до н.э.), кочевники изготавливали пергамент и плащи-накидки из кожи, содранной с вражеских воинов, снимали скальпы и даже пили кровь убиенных. Народ — или, вернее, могучий племенной союз, родственный по культуре и языку — вышел на арену европейской цивилизации в то же время, когда поднялись к своему расцвету государства Эллады. Время его жизни — более чем тысяча лет. Одни племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие были кочевниками-скотоводами. В скифском племенном союзе господствующее положение занимали кочевники — царские скифы. Им были подвластны все остальные племена. Во главе племени царских скифов стояли наследственные вожди, которых греки называли царями. Скифы совершали военные походы через Кавказ, вторгались в Переднюю Азию. О них имеется упоминание в Библии. Пророк Иеремия пишет: «Вот Я приведу на вас… народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его как открытый гроб, все они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой… разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься». Известно, что однажды скифы, объединившись с мидийцами, жителями Северо-Западного Ирана, выступили против мощного военизированного государства — Ассирии. Ассирийский царь Асархаддон сумел заключить мир с жестокими разорителями, лишь выдав за вождя скифов свою дочь. Наведя ужас на Палестину и Сирию, пришельцы собрались воевать с Египтом. Фараон Псамметих вышел им навстречу и богатыми дарами «отклонил их от дальнейшего движения»…

Существовало представление о божественном происхождении царского рода скифов. Остальные племена зависели от этой господствующей группы, выплачивая им дань. В верованиях скифов значительное место занимал анимизм — культ предков и почитание умерших, связанный с верой в бессмертие души и существование потустороннего мира. Смерть скифского царя была важным и трагическим событием для народа. Скифы поклонялись местам захоронений со страстью, которая, возможно, увеличивалась из-за отсутствия у них храмов и святых мест. Для них церемония захоронения была не только чрезвычайно таинственным и величественным ритуалом, но также и исключительно дорогим делом, учитывая не только физические затраты, но и материальные ресурсы. Целый табун лошадей умерщвляли для «сопровождения царя в потустороннем мире». После смерти тело царя бальзамировали, на покойника надевали массивные золотые шейные гривны (украшение в виде обруча с несомкнутыми или же запаянными концами), бусы, золотые серьги, браслеты. Затем тело, одетое в роскошные одежды, клали на траурную колесницу и возили по многочисленной родне и по всем подвластным племенам. После прощания царя хоронили. В установленном жрецами месте рыли большую четырехугольную могилу. Убивали и хоронили вместе с ним одну из его жен, обычно самую любимую, виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника, коней, отборный скот и зарывали утварь, золотые сосуды. Над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше.

Шло время… Курганы стали особенно интересны как историкам, так и любителям приключений, так как содержали несметные сокровища. Есть подсчеты, что 99% курганов раскопано с корыстными целями. Историки считают, что в одной лишь Днепропетровской области находятся до 50 тысяч (!) курганов. Исследовано же тысячи полторы, не более. Что же прятали в курганах скифы? И скифы ли это были?

Важную роль в социальной и культурной жизни Скифии играли торговые отношения с античными городами Северного Причерноморья.

Состоятельная скифская знать проявляла большой интерес к греческим предметам роскоши. В обмен на рабов, зерно, шкуры, соленую и вяленую рыбу скифы получали вино, оливковое масло, художественную посуду, изделия из цветных металлов — электрума (сплав золота и серебра), золота, серебра, бронзы. Некоторые мастерские в греческих городах специально работали для удовлетворения запросов скифской знати. Многие изделия выполнялись в традициях так называемого скифского «звериного» стиля, вместе с тем греческие художники использовали традиционные для них приемы изображения людей и зверей. Особенно интересны для историков предметы, на которых изображены сцены быта или военные эпизоды. По ним можно судить о внешнем облике древних людей, об их одежде, не сохранившейся в курганах, о том, как они носили оружие и как поражали им неприятеля. Некоторые из найденных предметов являются шедеврами мирового искусства. Таковы электровый кубок из кургана Куль-Обы (Керчь), золотой гребень из Солохи, серебряная амфора из Чертомлыкского кургана (оба найдены близ Никополя), серебряная чаша из Гаймановой могилы (с. Балки Запорожской обл.). Эти вещи в советское время попали в Эрмитаж и стали частью экспозиции «Скифское золото». С находки в Чертомлыкском кургане недавно начался скандал в ученых кругах! Доктор геолого-минералогических наук, профессор Игорь ДАВИДЕНКО, автор книги «Ложные маяки истории», заявил, что картины быта, одежда, сбруя лошадей, отчеканенные на чертомлыкской амфоре, могли быть не раньше, чем в XIV веке! Больше всего поражают изображения одежды «скифов». Древние кочевники одеты в прекрасные комбинезоны, прошитые двойными швами. А на золотой бляшке из того же Чертомлыкского кургана, которую первоначально датировали тем же IV веком до н. э., якобы изображена богиня скифов Табити. Увеличив изображение в шесть с половиной раз, ученый увидел, что богиня держит в руках зеркало. Ювелир точно передал плиссировку платья, тщательно отделанный лиф и манжеты. «И меня хотят убедить, что такую одежду шили дремучие дикари до нашей эры?!», — вопрошает ученый, — «То, что изображено на скифских поделках — не время людоедов. Это время умелых портных, сапожников, художников и ювелиров XVII-XVIII веков». Почему такие разночтения? «Все золотые побрякушки, собранные по южнорусским курганам, — подделки «под скифов». Не было у них никакого золота», — считает И. Давиденко, — Думаю, что содержимое курганов — это собственность южнорусского казачества. Когда археологи в XIX веке вскрывали курганы, то они, исходя из скудных исторических данных, датировали свои находки IV веком до нашей эры». «В археологии нет точных методов датировки — вторят ему специалисты, — радиоуглеродный метод давно устарел».

… 21 июня 1971 г. в кургане Толстая Могила, вблизи г. Орджоникидзе Днепропетровской области, археолог Борис Мозолевский в составе экспедиции Института археологии АН УССР нашел захоронение скифского царя. Исследовать насыпь кургана объемом в 15 тысяч кубометров земли стало возможным только при помощи мощной землеройной техники, взятой на горно-обогатительном руднике. Когда значительная часть насыпи Толстой Могилы была снята, на фоне светлой глины обозначились огромные темные пятна глубоких шахт — погребальных сооружений. Окружность кургана была обведена рвом. Около рва и внутри него обнаружено много скоплений костей животных — скорее всего, это следы грандиозной тризны. Центральная гробница состояла из глубокой входной ямы (7,75м), двух камер-катакомб, служивших кладовыми, и главной погребальной камеры, соединенной при помощи коридора с входной ямой. Все камеры были уже ограблены. Пектораль оказалась в ямке-тайнике (почему-то не на останках покойного!), где были спрятаны также драгоценный парадный меч, ножны, и рукоять которого были окованы богато украшенными золотыми пластинами, а также нагайка с золотыми деталями. Рядом с центральным сооружением находились две конские гробницы с шестью конями и могилы трех конюхов. Боковая гробница содержала погребение молодой женщины в золотом головном уборе, в одежде, расшитой золотыми бляшками и золотыми украшениями. Женщину сопровождали слуги: «возничий», «кухарка», «девочка-служанка». Позднее рядом с женщиной был погребен ребенок, внесенный через специально устроенный новый ход. Одежда ребенка была покрыта золотыми бляшками. Около него лежали миниатюрные серебряные сосуды. Сочетание погребений показывает, что курган являлся усыпальницей знатной скифской семьи.

Главная находка — пектораль — имеет 30,6 см в диаметре, вес 1148 граммов, выполнена из золота 958 пробы в технике литья с применением паяния, чеканки, зерни, скани и эмали. Она уникальна. Реальная ее стоимость не поддается оценке. Пектораль — узорчатая трехъярусная пластина в виде полумесяца, со скульптурно-горельефными изображениями. Ученые считают, что на ней отображена жизнь и легенды народа, не оставившего после себя письменных архивов. Изображения на пекторали имеют космогонично-мифологический характер. Ее композиция передает представления скифов о трех мирах, связанных один с другим: небесный (космический) — верхний ярус; земной — средний ярус и подземный — нижняя часть украшения. Есть предположение, что на верхнем ярусе пекторали изображены цари скифов, которые были божественными охранителями благополучия и плодовитости. Место, где они обитали — это небо, космос. В центре — два полуобнаженных бородача шьют одежду из бараньей шкуры — «золотого руна». По бокам — домашние животные: кобылы, коровы, овцы, козы с козлятами. Юноша доит овцу, собирая молоко в сосуд. Еще один держит амфору. Эта амфора является своеобразным документом, доказывающим, что гениальный греческий ювелир, автор пекторали, был обитателем Северного Причерноморья. Крошечную амфору он изобразил точно в соответствии с формами сосудов, производившихся в первой половине и середине IV в. до н. э. в Причерноморье. Средний ярус, украшенный растительным орнаментом — это земля, степь, изображенная в момент своего бурного весеннего цветения. То есть, это земной мир. Нижний ярус передает специфику подземного мира, где царят смерть и кровь: грифоны терзают коней, лев нападает на кабана, лев и леопард терзают оленя, собака преследует зайца. Композиция и ракурс фигур говорят о наивысшем уровне мастерства древнего ювелира.

Можно ли думать, что пектораль из Толстой Могилы — это золото, принесенное откуда-то и закопанное некогда запорожскими казаками? Вряд ли. Свое мнение по этому вопросу вы можете составить, если посетите исторический музей.

Пектораль из Толстой Могилы впервые экспонируется на своей исторической родине в Днепропетровске, в историческом музее. На выставке «Пектораль. Возвращение» представлены также золотые украшения скифского меча-акинака. Отдельный раздел составляют фотографии и документальные материалы, посвященные Борису Мозолевскому и раскопкам кургана Толстая Могила.
ICTV.

Факты. Культура. 24.03.2007 12:57

В Днепропетровск привезли Скифскую пектораль
Выставка одного экспоната откроется в Днепропетровске. После 36-летнего перерыва знаменитая Скифская золотая пектораль вернулась на малую родину. В 1971 году ее нашли возле райцентра Орджоникидзе во время раскопок кургана Толстая Могила.
Вместе с сокровищами Тутанхомона Пектораль стала главной археологической находкой 20 века. Золотое украшение весом килограмм 200 граммов носили скифские цари, как симовол плодородства.
В основном находка путешествует по миру, зарабатывая деньги Украине.
В Днепропетровске обеспечат усиленную охрану, для посетителей экспозиции действует специальный режим. Экскурсантов – не больше 20 одновременно. Сначала им покажут фильм о Пекторали. И лишь на несколько минут разрешат зайти в комнату, где будет экспонироваться уникальное произведение. //ICTV 24.03.2007 12:57

Видеофильм «Пектораль. Возвращение…»
Совместное производство Днепропетровского исторического музея и телерадиокомпании «Стерх»
Идея: Капустина Н.И. — директор ДИМ
Авторы сценария: Гайда Л.А. — зав. научно-просветительским отделом, Москалец А.А. — с.н.с. ДИМ
Режиссер, монтаж, компьютерная обработка — Лещенко А. — сотрудник телерадиокомпании «Стерх».
Стихи Б. Мозолевского читает актер молодежного театра «Верим!» М. Ряпулов
Днепропетровск, 2007


Hosting Ukraine Creative Commons