Днепропетровский национальный исторический музей

Музейная студия «Живая глина» получила грант!

В 1995 году в Днепропетровском историческом музее начала работу музейная студия. Учитывая множество проблем, которые имеет современный музей, легко понять, что студия давно нуждалась в модернизации, (собственно, как и весь музей). Чтобы оставаться привлекательной, студия должна быть современной и использовать мультимедийные технологии, которые имеют такое большое влияние на детей. Кроме, того, в студии должны быть современные и санитарно безопасные мебель, хорошее освещение. Мы обращались к разным организациям с просьбой о гранте, и, наконец, это случилось. Мэр нашего города Борис Филатов начал культурный проект «Культурная столица», где была предусмотрена серия грантов и музейная студия «Живая глина» получила грант! Все, что требовало замены — мебель, печь, новый телевизор, глина, не говоря уже о множестве мелочей — все это получила музейная студия. Мы счастливы и надеемся, что музейная студия «Живая глина» сейчас точно соответствует высокому статусу национального музея.
Пользуясь случаем, хочу рассказать о музейном студию «Живая глина», которая является единственной музейной студии. Я работаю в музее 27-й год. Написала за это время более 30 сценариев, провела много мероприятий, в том числе и достаточно масштабных, но, скажу откровенно, считаю музейную студию «Живая глина» главным делом своей жизни. На мой взгляд, именно музейная студия по лепке дает наибольшие возможности по культурного развития ребенка. Почему? Безусловно, сам факт пребывания в музейном пространстве, понимание ребенком того, что она окружена оригинальными экспонатами, создает магию живой истории. Но ребенок выходит из музея и дыхание агрессивной современной мультимедийной культуры легко смывает с нее все впечатления и всю ту магию. Такая форма работы, как музейная студия по лепке создает более устойчивый эффект. Ясно, что этому способствует систематичность посещение ребенком музея. На то, чтобы «заманить» ребенка в музей, чтобы ей хотелось снова и снова переступать порог этой консервативной институты, работают все составляющие студии — кто-то из детей больше хочет послушать сказку, кому интереснее полепить из глины. Но для этого надо зайти в музей и попутешествовать среди экспонатов. Со временем это путешествие для ребенка становится такой потребностью, все предложения сначала полепить, а только потом пойти в музей, категорически отвергаются.
Привязываясь к определенным экспонатов — булавки с головой Тора, казацкой пушки, народных игрушек, денег, лодок, фарфора (до любого экспоната) руководитель студии подыскивает и рассказывает детям истории вещей или определенного периода. Добавление к историческому материалу легенд создает эмоциональный, благоприятный фон для восприятия ребенком истории. Пушка из крепости Кодак, которая рассказывает историю о славном казака Сулима, фарфор, история изобретения которой является одновременно и китайской, и европейской, народная игрушка в виде льва, дополненная сказке Ивана Франко «Осел и лев», макет казацкой чайки, который позволяет рассказать о Самуила Кошку, славянский сокровище в сопровождении древних былин и т.д. — все это позволяет создать творческую атмосферу, дать толчок к творческому воплощению задачи. Эта часть небольшая по времени (10-20 минут), но крайне важна. Именно от нее зависит успех занятия. Если удается вызвать интерес к теме, тогда дети откликаются на предложение руководителя студии слепить тот или иной образ.
Конечно, нельзя не учитывать то, что детское сознание порой капризная и зачастую тот материал, который ты уделил внимание на одном занятии, дает свои плоды на другом. Поэтому, по моему мнению, не надо настаивать на заданной теме. Тем более, что ребенок может прийти уже с каким-то планом. Иногда дети отказываются от заданной темы, поскольку считают, что она слишком сложная для нее. Если не удается убедить, что это задание выполнить несложно, приходится подыскать задача настолько легкое, чтобы ребенок перестал бояться браться за дело.
Вернусь к первой части занятия. Исторический и литературный сопровождение осмотренных экспонатов, еще раз повторю, крайне важен. Но, согласитесь, литературная, художественная экскурсия — это прекрасная, но не оригинальная идея. Предоставляет, по моему мнению, большие возможности культурному преобразованию ребенка вторая часть занятия. Именно во время лепки ребенок фактически становится соавтором культурных артефактов, заботясь характер эпохи. Когда ребенок собственными руками создает образы казака или сфинкса, Анубиса или петушка, скифскую кибиткам или славянского богатыря, это приводит к тому, что история становится не просто знанием, а переживанием, собственно, частью личности ребенка. Причем глина практически не ограничивает — есть возможности слепить от скарабея в храм, от мамонта до пекторали.
Безусловно, здесь работает все — экспонат, слово, глина. В каждом занятии на первое место может выйти каждый из этих компонентов. Именно этот тандем и предоставляет такие возможности музейной студии.

3.jpg 2.jpg 4.jpg 5.jpg


Hosting Ukraine Creative Commons