Днепропетровский национальный исторический музей

Творческий проект «Звуки сквозь столетия»

«Звуки сквозь столетия» — творческий проект, посвященный старинной музыке, основан на базе музея «Литературное Приднепровье». Первый музыкальный вечер состоялся 31 января 2007 года. Начиная с этой даты, проект регулярно собирает в стенах музея музыкантов и любителей музыки.

Александр Панаскин и Виктория Гамазова – постоянные участники, исполнители старинной музыки на клавесине и блокфлейте. За период существования проекта выступили со своими программами его гости — такие музыканты, как Кристофер Стембридж (Великобритания), профессор НМАУ Светлана Шабалтина, Ольга Шадрина, Елена Жукова, Наталия Фоменко (Украина, г. Киев).

В рамках проекта представлены уникальные для нашего времени программы, в которых звучит музыка Ренессанса и Барокко — двух великих исторических эпох. Именно в этот период происходит небывалый расцвет в искусстве. Создавали свои бессмертные творения великие мастера — Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Рембрандт, Вермеер, Буше, а также Шекспир, Лопе де Вега, Мольер и многие другие. И рядом с этим всегда звучала прекрасная музыка.

В наших программах звучит музыка XVI-XVIII веков, как ее некогда можно было услышать при королевском дворе, в замках аристократов, светских салонах и домах горожан. Произведения исполняются непосредственно на инструментах, для которых сочинялись – обычных в прошлом и очень редких в наши дни. Также воспроизводится манера игры, характерная для определённой страны в определённый исторический период. Этот метод получил название «аутентичное исполнительство» и сегодня достаточно широко распространён в странах Европы.

Именно такое преподнесение старинной музыки позволяет музыканту и слушателю проникнуть в тайную суть прошлого, представить его образы и погрузиться в далекую эпоху, совершить путешествие во времени. А главными проводниками в этом удивительном путешествии станут голоса двух очаровательных собеседников — клавесина и блокфлейты.

Александр Панаскин — постоянный участник и художественный руководитель творческого проекта «Звуки сквозь столетия» при музее «Литературное Приднепровье», концертирующий музыкант, педагог. В 2004 году окончил Одесскую Государственную Музыкальную Академию им. А.В. Неждановой (кафедра истории музыки). В 2009 году окончил ассистентуру-стажировку отдела аспирантуры Национальной Музыкальной Академии Украины им. П.И. Чайковского в Киеве (кафедра старинной музыки, класс проф. Шабалтиной С.М., специализация – клавесин). Участвовал в мастер-классах по исполнению старинной музыки Б.Биллетера (Швейцария), З.Рампе (Германия), Э.Стефаньской (Польша), Б.Аллара (Франция), К.Стембриджа (Великобритания), С.Коолен (Нидерланды). В настоящее время продолжает обучение в магистратуре Санкт-Петербургского Государственного Университета (кафедра исторического исполнительства – клавесин, орган, карильон).

Виктория Гамазова – постоянная участница проекта «Звуки сквозь столетия», концертирующий музыкант, солистка Днепропетровского Дома органной и камерной Музыки. В 2007 году окончила Национальную Музыкальную Академию им. П.И. Чайковского в Киеве (класс органа). Участвовала в мастер-классах по исполнению старинной музыки Л.Челегина (Италия), Х.Метцгера, И.Труммера (Австрия), К.Стембриджа (Великобритания), Б.Висгерхофа (Нидерланды), Х.Геринга, Ф.Данкзагмюллера (Германия). В настоящее время продолжает обучение в магистратуре Санкт-Петербургского Государственного Университета (кафедра исторического исполнительства – орган, клавесин, карильон).

Клавесин (фр. Clavecin, итал. Clavicembalo, англ. Harpsichord) — клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент с характерным серебристым звучанием. Самые ранние изображения датируются XV веком, а наиболее ранний из сохранившихся до нашего времени инструментов относится к началу XVI века. В период с XVI по XVIII век — это один из самых популярных инструментов в Европе. Для клавесина было создано множество произведений самых разных жанров.

Блокфлейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком, итал. Flauto dolce — нежная флейта) — духовой инструмент, разновидность продольной флейты. Родственна русской свирели и украинской сопилке. В Европе известна с XI века. Наиболее популярна была в XVI-XVIII веках. Уникальная тембральная окраска позволяла широко использовать инструмент в ансамбле.

Аутентичное исполнительствовоспроизведение музыки прошлого на инструментах соответствующей эпохи и на основе музыкально-исторических данных о характере и способах ее исполнения.


Hosting Ukraine Creative Commons