Днепропетровский национальный исторический музей

Выставка «Жизнь как источник» к 95-летию со дня рождения выдающегося писателя Олеся Гончара

Днепропетровск является центральной точкой в его биографии. Именно здесь родился писатель. Сюда вернулся обожженным войной, чтобы в Днепропетровском университете продолжить прерванное войной обучение.
В домике на улице Клубной написал свои программные произведения: романы «Знаменосцы», «Тронка», «Твоя заря», «Собор».
Выставка воспроизводит известные и малоизвестные страницы жизни и творчества писателя, в числе которых незавершенный роман «Великий Луг», посвященный Яворницкому.

g1.jpg

«Жизнь как источник»

Под таким названием в музее «Литературное Приднепровье» действует выставка к 95-летию со дня рождения выдающегося писателя и общественного деятеля, Героя Украины, академика, лауреата Государственной премии Украины имени Т. Шевченко, других государственных премий Олеся Терентьевича Гончара (1918 — 1992 ).

Днепропетровск является центральной географической точкой в его биографии. Именно здесь, в казацкой Ломовке, на окраине Днепропетровска, родился Олесь Гончар. Сюда вернулся обожженным войной, чтобы в Днепропетровском университете продолжить прерванное войной обучение.

В домике сестры по ул. Клубной, 25, где проживал во время учебы, написал первые произведения — новеллы «Модри Камень», «Весна за Моравой», очерки «Аспирантка», «Певица», роман «Знаменосцы» (кн. .1 и кн .. 2) , с которым ярко и сразу вошел в украинскую литературу и был признан самым молодым ее классиком.

С 1947 года, после переезда в Киев, ежегодно до 1984 года наведывается в Ломовка. Приезжает сам, с семьей, со своими именитыми друзьями. Здесь, в тишине городской окраины, скрывается от столичной суеты, телефонных звонков, официальных встреч. «А такой тишины, как в Ломовке нет нигде» — скажет, побывав на Клубной Александр Фадеев.

На той же Клубной, всего за несколько домов от сестры Гончар приобрел усадьбу и построил свой дом. Усадьба с споришевим двором и большим садом, как у Романа Степного-главного героя романа «Твоя заря». А рядом поле подсолнухов … «Стояли до самого горизонта пишноголови, стройные и бесчисленные, и все как один обращены к своего небесного образца, к солнцу … Казалось, они сами излучают свет своими оранжевыми бесчисленными коронами, и, может поэтому вокруг, в зоне их действия, было как-то особенно ясно, волшебно и празднично как в заповеднике солнца «.

«Вся Клубная как пахла поэзией», — писал Павел Загребельный и замечал, что «… настоящие произведения только и могут рождаться в таких блаженных уголках, как Ломовка!».

 Поэтому не случайно «добрая половина произведений» Гончара, как он сам признавался в письме к своему другу, днепропетровского писателя Сергея Завгороднего, создавалась именно в Ломовке, на «незабываемый Клубной», где «сама атмосфера, среда людей трудовых» склоняли к творчеству.

Нашим степным духом навеяны и «Тронка», и «Таврия», и новеллы из цикла «Юг». Здесь писались «Человек и оружие», «Перекоп». Здесь «созрел» и роман «Собор».

«Сблизившись все, с плавней сарматских, из Новомосковска наплывает собор. Ломовка стала Зачиплянка, все, сместившись в пространстве, сблизилось, зажило уже в новом поэтическом географии, в новых взаимосвязях, и чувствуешь, как из этих сближений, реальностей, из твоих представлений, фантазий и видений вырастает нечто единое, рождается та моцартовская гармония искусства … Будет «Собор».

Роман увидел свет в 1968 году и сразу стал бестселлером. Творческая интеллигенция Днепропетровщины знакома с журнальной публикацией «Собора», покупала по несколько экземпляров в подарок близким и друзьям. Книгу дарили на день рождения и … свадьбу. О романе говорили повсюду. Одни узнавали в Зачиплянке Днепродзержинск, другим казалось, что это Днепропетровск, третьи утверждали, что это Новомосковск — собор же там.

В героях романа узнавали прототипы из верхушки партийной власти. Именно это и стало поводом к критике романа, которая завершилась его запретом на целых 25 лет.

Выставка «Жизнь как источник» разнопланово воспроизводит известные и малоизвестные страницы жизни и творчества писателя — классика. В экспозиции представлены уникальные фото из семейного альбома: 13-летнего сироты Саши Гончара, первой встречи писателя с родной сестрой Александрой, выпускное фото студентов Днепропетровского университета, фото с односельчанами — ломивчанамы, будущими прототипами новеллы «Чары камыша», с сыном Юрком на фоне подсолнухов из новеллы «Подсолнухи»; письма О. Гончара в своего университетского товарища В. Бережного, в котором говорится о драматический период в жизни студента Гончара, связан с новеллой «Модри Камень»; рукописи ранних рассказов, романа «Знаменосцы», считавшийся потерянным Днепропетровским областным издательством, которое так и не смогло издать роман в 1946 г. и рукописи незавершенного и неопубликованного произведения «Великий Луг». Последний проиллюстрирован уникальными фотографиями затопленных плавней Великого щелочи из фондов Никопольского краеведческого музея.

Критика всегда отмечала главную черту творчества Олеся Гончара — умение возвысить человека. В 21 веке, где с особой остротой встает проблема незащищенности человека, эта черта делает творчество Гончара особенно актуальной.

 «Стоит еще и еще раз говорить человеку о несовершенстве человеческой природы? Может нужнее сейчас поддержать ее дух, поднять с занепалости, уверить в себе … дать хоть глоток свежего воздуха … цветок надежды ». Этим, гуманностью своей, важная и нужная творчество нашего выдающегося земляка Олеся Терентьевича Гончара.


Hosting Ukraine Creative Commons