Днепропетровский национальный исторический музей

Египетская коллекция

Древности мировой цивилизации, в частности Древнего Египта, с которых начинался музей, занимают особенное место в музейном собрании. Почти 100 раритетов – предметов египетской культуры – дают яркое представление о начале всемирной истории, этой колыбели культуры человечества. Коллекция предметов искусства и материальной культуры Древнего Египта в собрании музея сложилась между 1849-1919 гг. Хронологические рамки коллекции: XXI-XVIII в. в. до н. э. (Среднее Царство) — I-II в. н. э. (Римский период).
В ее составе — круглая скульптура малых форм, предметы культа захоронения, амулеты, украшения, посуда. Круглая скульптура представлена статуей фараона с именами Рамсеса VI, моделью скульптора (бюст фараона), монументальной храмовой статуей бога Хора в образе сокола (Новое Царство), деревянной статуэткой слуги времени Среднего Царства. Среди предметов культа захоронения безусловный интерес вызывают мумия женщины и модель мумии младенца, фрагменты саркофага с росписью, ритуальная бородка (от маски захоронения), канопы, покровная сетка, ушебти, амулеты. Образцы мелкой пластики, выполненные в камне, дереве, фаянсе, бронзе, пасте.
Жемчужиной египетской коллекции нашего музея, отнесенной египтологами к шедеврам египетской скульптуры, имеющей исключительное историко-художественное значение, является статуя фараона с именами Рамсеса VI. Статуя изображает коленопреклоненного молодого фараона, который осуществляет возлияние богу Амуну. Портрет индивидуален, что само по себе является большой историко-культурной ценностью. Иероглифические надписи на постаменте и опорном столбе, расшифрованные профессором О. Д. Берлевым (Санкт-Петербург, отдел Института Востоковедения Российской Академии Наук), содержат титулатуру Рамсеса VI.
Статуя выполнена из песчаника фиванским мастером и происходит из Фив. Она датируется XIII в. до н. э. и принадлежит к кругу памятников XX династии (правление Рамсесидов). Это третья в мире из известных науке целостных статуй с титулами Рамсеса VI (две хранятся в Каирском музее). Рамсес VI вошел в историю как фараон-узурпатор статуй своих ближайших предшественников — Рамсесов IV и V. Исследование текстов и характера надписей показало, что днепропетровская статуя узурпирована и, следовательно, возникает вопрос об идентификации изображения и реконструкцию царского имени (Рамсес III? Рамсес IV? Рамсес V?).
Наиболее вероятным кандидатом для идентификации является Рамсес V, однако, вопрос осложняется тем, что науке неизвестно ни одного его портрета. В любом случае мы имеем дело с редкой иконографической достопримечательностью периода Нового Царства. Самый известный памятник музейного собрания является и самым загадочным по происхождению. В наше время не вызывает сомнений тот факт, что статую приобрел французский археолог, писатель, антиквар и гравер, живший в Париже, граф Филипп де Келюс. В первой трети XVIII в. он путешествовал по Италии, побывал в Греции и на Ближнем Востоке, посетил руины Трои, Эфеса.
Неутомимый коллекционер в 1752-1767 гг. издает свой капитальный труд «Recueil d’antiquis egyptiennes, etrusque, greeques, romaines et gauloises», где впервые был обнародован офорт с изображением фараона («жреца»). Гравюра в 1791 г. была перепечатана в другом парижском изданиие, где ее нашел В. Егерь и переиздал в 1986 г. Вся эта информация послужила научным материалом для С. И. Ходжаш (Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина) и О. Д. Берлева, которые идентифицировали офорт Келюса и днепропетровский оригинал.


Hosting Ukraine Creative Commons