Днепропетровский национальный исторический музей

«Летопись Екатеринославской ученой архивной комиссии» как источник по истории Екатеринославской духовной семинарии

На протяжении более ста лет Екатеринославская духовная семинария играла значительную роль в научной, культурной и духовной жизни Екатеринослава. Она принадлежит к числу самых ранних учебных заведений нашего края.
Большая часть источников по истории семинарии находится в фонде Синода в ЦГИА России в Санкт-Петербурге. Целый ряд документов XVIII в. был утерян вследствие переездов семинарии в Новомиргород и Екатеринослав и территориальных разделов епархии. На это указывали в своих работах митрополит Феодосий Макаревский (Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии. Екатеринослав, 1880), В.А. Беднов (Сведения об архиве Екатеринославской духовной консистории: (документы XVIII в.)// ЛЕУАК.— Вып. IV), Д.И. Дорошенко (Об архивах Екатеринославской губернии (по данным официальной анкеты)// ЛЕУАК.— Вып. IX). Поэтому нам представляется достаточно обоснованным использование в качестве источников публикации документов, помещенные в ЛЕУАК.
Ценным источником по истории семинарии является комплекс документов, опубликованных в VII выпуске ЛЕУАК.
В.А. Бедновым. Вступительное слово автора содержит краткий, обзор литературы по истории семинарии.

  1. «Контракт, заключенный поручиком Карлом Роткрихтом с редактором Словенской семинарии протоиереем И. Яновским. По мнению В.А. Беднова аналогичные контракты заключались со всеми учителями, поступившими на службу в семинарию.
  2. Опись семйнарского имущества в 1787 г. (Здесь указаны имена некоторых учителей семинарии, не встречающиеся в других списках учителей).
  3. 1787 г. первое марта. «Порядок учения» и «предписания» префектуры Екатеринославской семинарии, составленные архиепископом Амвросием Серебренниковым (и заимствованные, па мнению некоторых авторов, из Московской духовной академии)…
  4. Списки учеников Екатеринославской семинарии за 1788 г. Они содержат характеристику учеников (возраст, место жительства, происхождение, дата поступления в семинарию, поведение и успеваемость, а также сведения о выбывших из семинарии (когда, куда и почему выбыл).

В V выпуске ЛЕУАК опубликовано «Краткое историческое известие о Словенской епархии, именуемой ныне Екатеринославскою, ее архиереях и Семинарии». Это наиболее раннее свидетельство об истории семинарии (впервые «Известие…» было опубликовано в «Календаре за 1918 г.» в Харькове). Автор «Известия…» приводит интересные данные о национальном составе учеников (в семинарию были приняты молдавские, турецкие, еврейские, малороссийские и др. мальчики) . В примечаниях автор «Известия…» называет лучших студентов классов богословия и философии за 1787/88 учебный год.
В результате ряда территориально-административных изменений архиерейская кафедра и семинария были переведены в Екатеринослав (1803). Причинам перевода семинарии посвящена публикация Я.П. Новицкого «Из церковной летописи» в V выпуске ЛЕУАК. Автор приводит текст указа Синода и именного указа императора Александра I. Более подробно этот вопрос рассмотрен В.А. Бедновым в статье «Перенесение архиерейской, кафедры из Новомиргорода в Екатеринослав» в IV выпуске ЛЕУАК. Автор уделил внимание двум основным вопросам: как осуществляется переезд (в частности, на какие средства) и какое значение имело это событие для Екатеринослава.
Всестороннее знакомство с историей екатеринославской духовной семинарии, основанное на изучении архивных данных и печатного материала, особенно трудов преподававших в ней и биографических сведений о них даст возможность осветить роль этого учебного заведения в культурной и научной жизни нашего края в XIX — начале XX в.

Гринченко О.В., аспірантка кафедри історіографії та джерелознавства ДДУ

Регіональне і загальне в історії: Тези міжнародної наукової конференції, присвяченої 140-річчю від дня народження Д.І. Яворницького та 90-літтю XIII Археологічного з’їзду (9 листопада 1995 р.). Дніпропетровськ, 1995. — 328 с.


Hosting Ukraine Creative Commons