Днепропетровский национальный исторический музей

Екатеринославская гостиная

Музейный сотрудник: Добрый вечер, дорогие друзья! Представьте, что вы в одном из екатеринославских домов. Пришли сюда по приглашению, которое получили накануне, и в нем говорилось:

«Многоуважаемый…
Сегодня мы устраиваем небольшую вечеринку, на которой будут ваши хорошие друзья. У нас, по обыкновению, будет очень весело и интересно. Не откажитесь от дружеского приглашения.
Искренно ВАС уважающие…» …

Сегодня это сотрудники исторического музея.
Но до того как гости съезжались, хозяева тщательно готовились к приему.
Итак, как следует сервировать чайный стол. Стол накрывают скатертью, на столе самовар, устанавливают его так, чтоб хозяйка удобно могла наливать чай, и подавать прочим сидящим за столом лицам. На поднос ставят молочник со сливками, вот такой (показать) и сахарницу со щипчиками (показать). Рассчитав заранее, сколько персон сядет за стол, следует поставить на него соответственное число чашек вокруг самовара (показать). Наши столы сервированы, и мы можем приступить к чаепитию.
На столе должны быть хлеб, масло разные печенья и т. п. Обязательным атрибутом самовара был поднос (показать). Часто использовали лакированые подносы с цветочной росписью. Они имели самые разные размеры и форму: овальные, круглые, квадратные, прямоугольные, фигурные, они прекрасно дополняли сервировку чайного стола, использовались и в качестве самостоятельного украшения жилища. В качестве дополнения к чаю приносили сладкие пироги, калачи, бублики. Их выкладывали в такие вазочки, тарелочки (показать). Чай пили с сахаром, а так как он был дорогим, чаще всего пили чай с ним «вприкуску». При этом небольшого кусочка сахара особенно искусным чаевникам хватало на полдюжины стаканов.
Впервые сахар появился в меню патриаршего обеда в 1671 г. Первый рафинадный завод в России был основан купцом Вестовым в Москве в начале XVIII века. Ему был дозволен привоз тростникового сырья беспошлинно. А на базе свекольного сырья заводы появились лишь в конце 18 — начале 19 века.
Но самой главной заботой, центром такой вечеринки был чай. Многочисленные предания, научные данные подтверждают, что Родина чая — Китай. Когда чай шагнул за пределы этой страны, его называли «китайская травка», не зная, что имели дело не с травой, а с листьями: молодой листочек чая по-китайски звучит как «тцай-йе». Наверное, отсюда — русское «чай». Слово «байховый» — тоже китайского происхождения «бай-хоа» значит «белая росинка». Если посмотреть на чайный листочек, то одна из сторон листа будто бы покрыта тончайшим серебристым пухом.
Древнекитайский поэт так сказал однажды о чае:

«Первая чашка увлажняет мои губы и горло,
вторая уничтожает одиночество,
третья исследует мои внутренности,
четвертая вызывает легкую испарину,
все печали жизни уходят через горы,
с пятой чашкой я чувствую себя очищенным,
шестая возносит меня в царство бессмертия,
седьмая… но я уже не могу.
Я чувствую лишь дыхание прохладного ветра,
которое поднимается в моих руках…»

Поэт пользовался традиционными китайскими чашечками для чая, маленькими и мелкими, и сам чай был хорошо заварен. Очень часто на подобных вечеринках звучала музыка. Давайте и мы не будем отс-тупать от традиций.
(Исполняется музыкальное произведение или романс)
Чаю почти 5000 лет. Многие века о нем знали только в Азии. Но развивалась торговля, и вот уже европейские купцы стали завозить диковинный товар.
Более 300 лет назад чай появился на Руси. В 1638 г. с богатыми царскими дарами к западно-монгольскому Алтын-хану было послано посольство во главе с Василием Старковым. С почестями принимали его монголы. Во время обеда поили неведомым им горьким зеленым отваром. Послы с великой неохотой глотали мутную пахучую жидкость. Старков вспоминал: «Я не знаю, листья ли то какого дерева или травы: варят их в воде, приливая несколько капель молока, а потом уже пьют, называя это чаем».
Провожая важных гостей, хан не поскупился на подарки. Среди бесценных даров – мехов, каменьев, атласа, шитого золотом, были и две сотни «бах-ча» — «чай для заварки» — так разъяснили толмачи надпись на небольших пакетах, наполненных чем-то мягким и упругим. Путь предстоял дальний, через всю Сибирь, за Большой Камень. Прикинув вес подношений, послы ахнули: 4 пуда груза. А зачем, спрашивается, им эти сушеные листья, этот отвар, от которого их недавно буквально мутило… Но как ни упрашивали приближенных хана заменить гору листьев на лишнюю сотню соболиных шкурок, провожавшие были непреклонны; берите, мол, потом не пожалеете.
С этим довеском и явилось посольство в златоглавую Москву, бросились в ноги Михаилу Федоровичу: стыдно признаться, дескать, царь-батюшка, траву, вот тебе привезли. Из такой-то дали! Да уж шибко хвалил монгольский хан. Лекарство, мол!
Случай испробовать диковинное зелье не заставил себя ждать. Занемог кто-то из придворных. Дали попить отвар из тех листьев. Вроде бы, полегчало. И порешили: коли так, пусть лежит в амбаре, может еще понадобиться. Так и пользовались иногда, как болезнь одолевала. Мало-помалу привыкли бояре к этому напитку. Стал даже вкусен, да вот беда: пока входили во вкус, от «бах-ча» осталось только приятное воспоминание.
Привозной чай был дорог. Поэтому пили его лишь по большим праздникам и в основном в трактирах. Покупала же чай главным образом знать и применяла его как лекарство. Чай был конкурентом сбитня, любимого налитка Киевской Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом, пряностями и лекарственными травами. Вы также можете приготовить сбитень. Существует много рецептов его приготовления. Мы предлагаем следующий:
Мед — 150-250 г.,
Вода — 1,5 л,
Гвоздика — 3-4 шт.,
Корица — на кончике ножа,
Лавровый лист,
2 ч.л. сушеной мяты.
Мед развести в стакане воды, вскипятить и снять пену. В остав-шейся воде отварить пряности и травы в течение 10 минут и соединить с сиропом. Употреблять горячим.
Со временем на смену китайскому пришел индийский чай. Зажиточные горожане предпочитали хорошие сорта чая и так называемый цветочный чай, который выделывали из почек чайного куста. Крестьяне же для экономии чая добавляли в него высушенные травы, цветы, ягоды, которые исстари использовались славянами для приготовления душистых отваров и настоев.
Выращивать чай в России начали лишь в XIX веке. В 1817 г. в Никитском ботаническом саду в Крыму был высажен первый куст чая. Он хорошо прижился, и спустя некоторое время десятки кустов были перевезены в Грузию, в Сухумский ботанический сад. Отсюда и берет свое начало родословная грузинского чая.
Вам, конечно, известно, что имеется великое множество способов заварки и употребления чая. В разных странах они различаются, и не только деталями. Азиатские народы усиливают питательность чая маслом, кумысом, сметаной, мукой, рисом, и пьют (или едят) его с солью и перцем, — так готовят чай тибетцы, монголы, калмыки, казахи, киргизы. Буряты пьют чай с солью, и не заваривают его, а варят в котле. Но истинные ценители чая всегда предпочитают его в чистом виде, не кладут даже сахар — так апробируют чай титестеры. Так пьют чай на его родине — в Китае. Китайцы заваривают чай в большом фарфоровом чайнике и пьют его не разбавляя кипятком, без сахара и приправ. Англичане не заваривают чай, а кипятят его и пьют почти черный его отвар. У нас принято заваривать чай в маленьком чайнике, и для питья его разбавляют кипятком в чашке — это лучше английского, но хуже китайского способа.
Пожалуй, сколько любителей чая, столько и секретов заварки. А вот мировыми рекордсменами чаепития считаются англичане: каждый из них за год расходует около 4,5 кг чая. В целом страна потребляет столько же чая, сколько вся Западная Европа и Северная Америка, вместе взятые. Англичане пьют за завтраком, во время ленча и в 5 часов вечера. Англичане удерживают пальму первенства и по крепости чая, но часто разбавляют его молоком.
Каким бы способом чай ни заваривали главное условие — его све-жесть. Недаром на Востоке говорят: «Свежий чай подобен бальзаму, а чай, оставленный на ночь — подобен укусу змеи».

Давно на белом свете
Живет годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар,
Сиянье излучая,
Морозным зимним днем
Он сердце согревает
Особенным теплом

А. Кастальский
(Исполнение романса)

Итак, самовар! Своим появлением он обязан чаю. Считается, что чай из самовара вкуснее. Свойство кипящей воды было положено в основу изобретения самовара. Форма самовара обладает резонатором звука:
«самовар поет» — первая стадия кипения,
«самовар шумит» — вторая,
«самовар бурлит» — третья.
Употребление в быту, самовар «шумит» — сигнал, когда нужно заваривать чай. Выражение «пара чаю» значит, что заварка и кипяток подаются в двух разных чайниках. «Женить чай» — первую чашку вылить обратно в чайник. А фраза «чай подан» приглашала гостей к чаепитию.
Самовар — этот «водогрейный» для чаю сосуд с медной трубой — свое победоносное шествие по России начал с Тулы. Здесь в 1778 г. слесарь Лисицын открыл первую а стране самоварную мастерскую. Правда, недавно появились сведения о том, что русский самовар из-готовлен раньше — в 1740 г. — на Урале.
Первые самовары по форме тяготели к западноевропейским канонам посуды. Их делали в стиле классицизма, похожими на античную урну. (показать). Каких только самоваров не было: (показывая…) Большие — на несколько ведер, маленькие — на 1-2 стакана. Медные постепенно уступали своим собратьям из сплавов меди и цинка. Кто побогаче, покупал серебряный или никелированный самовар. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателем и расходились в разные края с Екатеринославской ярмарки. Еще в начале XX в. самовары являлись первой принадлежностью любого дома, любого трактира.
Блестящий, пышащий, он вносил в чаепитие праздничность, располагая к неспешной застольной беседе. Пузатые  крутобокие самовары господствовали на столах представителей всех сословий, от простолюдина до царедворца.

Смеркалось, на столе, блестая,
Шипел вечерний самовар.
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар,
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал…

А. С. Пушкин

(Звучит фрагмент из оперы Чайковского «Евгений Онегин» или испол-нение романса).
Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовали дорожные самовары. Эти самовары необычны по форме, удобны в транспортировке (съемные ножки привинчивались шурупами, ручки прилегали к стенке).
В конце 19 — начале 20 вв. появляются новые типы самоваров — керосиновые (показать), самовар «паричко» со съемным кувшином, медные самовары с устройством трубы сбоку.

Как разнородны! Как богаты!
Увы, они лишь экспонаты!
Ведь современники мои
Отучены гонять чаи
Из самоваров. Скромный чайник
Их собеседник и печальник.
А гостю, высоко ценимый,
Подносят кофе растворимый.

Д. Самойлов

К незабеленному чаю подавали лимон на хрустальных и фарфоровых тарелочках, фруктовые варенья, прочие сладости и всеми любимые бублики и баранки. Их издавна продавали на Руси на базарах и ярмарках, откуда целые связки этих вкусных румяных колечек везли, как гостинцы, домой. Некоторые виды сушек в свое время имели собственные названия — по именам известных писателей и поэтов, которым они особенно нравились:

  • «пушкинская» сушка — с ванилью,
  • «лермонтовская» на горчичном масле,
  • «чеховская» — с маком,
  • «есенинская» — подсоленная.

Когда и кто изобрел бублики, неизвестно. Предполагают, что этот вид изделий из теста родился на Украине. Бублики были популярны в Киеве, Одессе, потом попали в Москву. Из этих мест были и мастерицы — бублейницы, которые пекли и продавали горячие бублики.
Подавали к чаю и блины. Трудно сказать, когда впервые блины появились на нашем столе, однако достоверно известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славян. Вот какую характеристику этому блюду дал А. И. Куприн:
«Блин кругл, как настоящее щедрое солнце, блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». Блины — обязательное угощение на масленицу, ставшее как бы необходимым атрибутом весеннего праздника.
Если вечерний чай переходил в ужин или заменял его, то на стол подавались также графинчики с ромом, сиропом и красным вином. Вокруг тарелки с хлебом ставили тарелки с ломтями говядины, ветчины, телятины… К этой сервировке необходимы салфетки, слегка накрахмаленные и сложенные. Салфетки складывали разными фасонами под различными названиями… кардинальская шапка, пирамида, канделябр. К чаю также подаются особые маленькие салфеточки, туго накрахмаленные и сложенные вчетверо для подкладывания под чашки.
У салфеток солидный возраст. Их знали еще древние римляне. Правда, изготавливали тогда салфетки из … алебастра. После обеда их не мыли, а чтобы очистить, бросали в огонь. В России салфетки прижились с подачи Петра I. Само слово пришло к нам от немцев, которые заимствовали его из итальянского языка.
Во многих домах было принято в виде отдыха между музыкой и разговорами, забавляться невинными играми. Если хозяйка дома моло-денькая дама, то она обыкновенно сама управляет играми или же распоряжается ими одна из ее приятельниц.
Вот одна из игр, наиболее принятая в обществе.
«Игра в почту»
Всем участникам этой игры дается по кусочку бумаги, на котором каждый пишет какой-нибудь вопрос. Затем все эти бумажки кладутся в шляпу и смешиваются, затем поочередно каждый из играющих вынимает по одной бумажке и не читая вопроса, пишет на оборотной стороне ответ, после чего складывает бумажку в другую шляпу. Когда все ответы написаны, тогда вынимают бумажки и читают вслух вопросы и ответы. Причем совпадения или нескладность немало причиняет смеха.
(Предложить всем поиграть в игру)
Мы с вами немного поиграли и повеселились, а сейчас давайте еще послушаем романс.
(Исполняется романс)

Литература.

  1. Весь Екатеринослав. Екатеринослав. 1905.
  2. Головков А. Разносолы деревенской кухни. – Одесса, 1992.
  3. Ковалёв В. М., Могильный Н. П. Русская кухня. Традиции и обычаи. —  М.: Советская Россия, 1990.
  4. Самовар кипит – уходить не велит // Наука и жизнь. 1967, № 4.
  5. Тихонова А. С. Тульский самовар. – Тула, 1989.
  6. Хороший тон. — М.: Рипол, 1991.

Авторы: Капустіна Н.І. — директор ДІМ, Бондаренко Л.І. — методист ДІМ

Джерело: Музей і відвідувач: методичні розробки, сценарії, концепції. — Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2005. — 148 с.


Hosting Ukraine Creative Commons