Днепропетровский национальный исторический музей

Жизнь и творчество Веры Желиховской

17(29) апреля 1835 года у Петра Алексеевича и Елены Андреевны Ган родилась вторая дочь – Вера. Некоторые официальные источники местом её рождения называют Екатеринослав, однако исследователь Ольга Богданович, на основании найденных ею документов, утверждает, что Вера Желиховская родилась в Одессе [1].
Отец служил капитаном конной артиллерии, и раннее детство девочки прошло в постоянных переездах и странствиях. После смерти матери в 1842 году Веру, вместе с сестрой Еленой и братом Леонидом, взяли на воспитание в Саратов дедушка Андрей Михайлович и бабушка Елена Павловна Фадеевы. «Жизнь свою в доме дедушки Вера Петровна правдиво и увлекательно описала в двух небольших книжках: „Как я была маленькой” и „Моё отрочество”, имевших большой и заслуженный успех в детском мире…» [2]. Есть упоминание об этом времени и в книге Веры Желиховской «Детские воспоминания, собранные для моих детей»:
«Дача, на которой мы жили в Саратове, была старым, громадным зданием с подземными галереями, давно покинутыми ходами, башнями и укромными уголками. Это был скорее полуразрушенный средневековый замок, чем дом постройки прошлого века» [3].
Затем некоторое время, по свидетельству одного из исследователей, девочка жила «в Тифлисе и Гродно у отца, где под влиянием сестры увлеклась спиритизмом» [4].
В 1855 году, восемнадцати лет от роду, Вера Петровна Ган вышла замуж за помещика Псковской губернии Николая Николаевича Яхонтова (брата поэта А.Н.Яхонтова). Однако по прошествии четырёх лет, в феврале 1858-го, Н.Яхонтов умер, тяжело простудившись на рубке леса. Младшему из сыновей Веры Петровны, Ростиславу, исполнилось лишь пять дней, а старшему было не более четырёх лет. Молодая женщина «снова переехала жить с двумя детьми в дом дедушки Фадеева, служившего в то время уже на Кавказе» [5].
Через четыре года здесь, в Тифлисе, вопреки воле родных, «она вторично вышла замуж за директора классической гимназии, а затем помощника попечителя Кавказского учебного округа В.И.Желиховского, которому была неутомимой помощницей в его заботах о детях, ему вверенных. Муж её принёс много пользы и добра в деле просвещения и учреждения школ и гимназий по всему Кавказу, о чём свидетельствует письмо к нему великой княгини Ольги Фёдоровны, того времени, хранимое в семье его. Великая княгиня, которой обязано женское население Кавказа своим просвещением, отличала В.И.Желиховского за его деятельную, энергичную и честную службу» [6]. «От второго брака у В.П.Желиховской родились три дочери – Вера, Надежда и Елена (имена, столь свойственные Фадеевым) и сын Валериан» [7].
К кавказскому периоду жизни Веры Желиховской относятся её первые литературные опыты. «Наследовав талант своей матери, она начала пробовать свои литературные силы на небольших детских рассказах, которых нигде не помещала, а писала исключительно для своих детей, но впоследствии продолжительная и тяжёлая болезнь её мужа, а затем его смерть принудили Веру Петровну искать в написанном ею ради забавы своих детей средств к их содержанию и воспитанию» [8]. Однако ещё до смерти мужа состоялось первое выступление Желиховской в печати – «очерк «Алаверды и Яхшиел» (Тифлис,1872;СПб.,1889), написанный по поводу посещения тифлисской гимназии писателем В.А.Соллогубом» [9].
«С 1878 года Желиховская много пишет для юношества, а также помещает в общих журналах и газетах повести, рассказы, драмы» [10]. В 1878 же году в Тифлисе отдельным изданием выходит рассказ Веры Петровны «За приключениями», посвящённый кавказским детям. В 1880 году В.И.Желиховский скончался, и семья осталась почти без средств к существованию. «Вера Петровна писала по целым дням, буквально не разгибая спины. Ей приходилось по необходимости работать по заказу, не разбирая материала и разбрасывая свои сочинения по разным газетам и журналам. Писала она на скорую руку и романы, и повести, и рассказы для детей, и фельетоны, и корреспонденции, отлично сознавая, что она таким образом истощает и раздробляет своё большое дарование, мучась своею чуткою душой художницы этим сознанием, но вместе с тем поневоле покоряясь настоятельным требованиям жестокой житейской необходимости. Несмотря на такие суровые условия, все без исключения произведения Веры Петровны написаны прекрасным языком, просто, правдиво и художественно. А детские её вещи выдерживают несколько изданий и тем красноречиво говорят за себя» [11].
С 1880 года Желиховская «публиковала рассказы и повести из кавказской жизни в журнале „Русский вестник”. Одновременно сотрудничала в газетах „Кавказ” и „Тифлисский листок”, где наряду с рассказами выступала с обзорными статьями на политические темы» [12]. Весной 1881 года Вера Желиховская вместе с детьми переезжает в Одессу. Здесь в 1884 году была написана книга «Необъяснимое или необъяснённое», где в полной мере отразился интерес писательницы к парапсихологии. Книга содержит большое количество хронологического материала. «Она – о чудесах, о том необычном, что происходило в семье Фадеевых и особенно во время приезда Е.П.Б. зимой 1858/59 годов в Россию. Но самое интересное – это рассказ Веры о себе, о своём сверхчувственном восприятии, о причинах, вызвавших его, – о том, что тогда называли медиумизмом» [13].
Увлечение Желиховской сверхъестественным, непознанным происходило, несомненно, под влиянием старшей сестры – Елены Блаватской, которую Вера Петровна преданно любила и всегда защищала от клеветников и гонителей, отвечая опровержениями на выпады против сестры в печати. Однако вот что пишет о Желиховской один из её биографов: «Мнение некоторых людей, будто Вера Петровна разделяла вполне теософические верования и убеждения своей сестры, Елены Петровны Блаватской, положительно ошибочно. Как женщина, склонная по своей натуре ко всему загадочному, чудесному, она чрезвычайно интересовалась всеми необъяснёнными явлениями природы и умственным движением, делами и журналами теософов. Но, во многом не сходясь с ними, она официально никогда не принадлежала к теософическому обществу, всю свою жизнь соблюдая строго обряды и постановления православной церкви, которой она принадлежала всей душой. Близким её приходилось часто слышать от неё, что теософия в своём чистом, нравственном учении очень близка к христианству, но к несчастью люди всех религий и всех философских учений всегда сумеют затемнить и запачкать основную идею и сущность и святость истины. „Я бы хотела быть теософкой и православной христианкой, отбросив от своей религии и теософии всё людское, оставив только суть их, но я тоже человек мелкий, и мне трудно разобраться во всём этом!”, говорила она» [14].
Осенью 1885 года Вера Петровна переехала в Петербург. Здесь прошёл последний период её жизни, всецело посвящённый литературной деятельности. Как отмечает один из исследователей, в Петербурге Желиховская вела активную, очень насыщенную событиями жизнь. Она «посещала кружок П.П.Гнедича. Находилась в дружеских отношениях с Вас.И.Немировичем-Данченко, П.Д.Боборыкиным, О.Н.Чюминой. Сотрудничала почти во всех детских журналах, в том числе „Игрушечка”, „Родник”, „Детское чтение”, „Задушевное слово”, журналах для „семейного чтения” – „Нива”, „Всемирная иллюстрация”, „Живописное обозрение”, „Природа и люди”, а также в журналах „Русское обозрение”, „Гражданин”, „Север”, в газетах „Московские ведомости”, „Санкт-Петербургские ведомости”, „Новое время”, „Новости” и др.» [15].
«Весной 1888 года Вера Петровна пережила большое горе – смерть младшего, любимого сына Валериана. В раннем детстве отняв у Веры мать, теперь Одесса отняла у неё и любимого сына» [16]. Ещё одна смерть близкого человека… Откуда брались силы пережить всё это и не сломаться? А сила Веры Петровны, по утверждению Р.Николаева, таилась в её «глубокой и искренней вере». «Она никогда не падала духом, это была её отличительная черта, как и сочувствие чужим бедам и горестям» [17]. «Весна 1896 года стала последней в жизни Веры Желиховской» [18]. За полгода до своей смерти, осенью 1895-го, она пишет одной из тёток: «…Тяжело опустилась на мир десница Божия; кому немного легче, кому совсем невмоготу, но всем трудно, болезненно, печально! Только и просвету, что дума: ведь не даром же это?.. Ведь когда-нибудь объяснится разумность, справедливость всех наших страданий. Когда-нибудь окончатся они, восполнятся пробелы наших несбывшихся упований на милость Божию; вознаградятся горести и долготерпение наше в непоколебимом убеждении Его правоты, мудрости, милосердия!.. Не может быть иначе: не давшие безумия Творцу найдут в Нём, наконец, Отца благого и справедливого. Вот и ждёшь, ко всему готовая. Не знаю, всем ли так, но чем более я стараюсь, чем далее прохожу тёмный, скорбный путь, называемый жизнью, тем несомненнее и крепче во мне надежда, тем ярче разгорается за тьмою этой жизни звезда будущего существования, в соединении со всеми, кого мы любили и кто нас любил и за кого мы обоюдно здесь страдали и мучались. Мы будем утешены, это по-моему так верно, что если б не несовершенства и слабости наши, то даже и здесь страдания должны были бы терять всякую силу над нами. Да они и утрачивали её над людьми, духовно совершенными, над святыми. Ну, мы не святые, а слабые люди, оттого и мучим себя и других, больше, чем стоят того земные болезни и несчастья; но всё же, домучившись, достигнем утешения и счастья и понимания всего. Вот в этом конце и заключается, по-моему, весь смысл жизни. По вере нашей и дастся нам, – это несомненно. „Небо и земля прейдут, а слова его не прейдут” и не обманут уповающих на Него. Вот, смотрю я на портреты, меня окружающие, почти никого из них, слава Богу, уже здесь нет; но знаю я, верно знаю, что скоро всех их увижу, и эта уверенность освещает и осмысливает весь мрак и всю кажущуюся нелепость существования…» [19]
Вера Петровна Желиховская умерла в воскресенье 5(17) мая 1896 года, в 11 часов утра, в Петербурге, в возрасте 62 лет, от крупозного воспаления лёгких. «Рядом с ней находились две её дочери – Надежда и Елена, и сын Ростислав» [20]. «Петербургские газеты отмечали добросердечность покойной, её чуткость и искренность и то, что Вера Петровна пользовалась всеобщей любовью и дружбой» [21]. «Несмотря на очень ограниченные средства, много людей вспомнят Веру Петровну за её помощь материальную, не говоря уже о поддержке нравственной» [22].
По желанию покойной, высказанному за несколько дней до болезни, её похоронили в Одессе. «Веру Петровну хоронили … на первый день Троицы, праздника зелени и цветов, которые покойная так страстно любила, как и всю природу вообще, так мастерски и такими яркими красками описываемую ею во многих из её произведений. Её положили рядом с могилами матери её и сына, прекрасного юноши, кончавшего уже почти курс института инженеров путей сообщения, на которого она возлагала все свои несбывшиеся надежды. Этим было исполнено последнее и чуть ли не единственное высказанное когда-нибудь ею личное желание» [23].
Вера Петровна Желиховская прожила жизнь, полную утрат и тяжёлого труда, но до конца своих дней она оставалась чутким, отзывчивым и бескорыстным человеком. Слова, которые звучат из уст одного из её героев, Вера Петровна вполне могла сказать и о себе: «…Бог, среди моих тяжёлых испытаний, не отнял у меня способности надеяться на великую благость Его и любить своих ближних» [24].

Примечания:

  • [1] Ольга Богданович. Блаватская и Одесса. – Одесса: «Путь Познания», 1998. – Стр.36.
  • [2] Р.Николаев. Памяти В.П.Желиховской. // Исторический вестник, 1896, июль. – Стр. 190.
  • [3] М. Нэф. Личные мемуары Е.П.Блаватской. – М.: «Сфера», 1993 г. – Стр.16-17.
  • [4] Русские писатели. 1800 – 1917. Биографический словарь. Т. 2. – М.: «Советская энциклопедия», 1990. – Стр. 262.
  • [5] Р.Николаев. Памяти В.П.Желиховской. // Исторический вестник, 1896, июль. – Стр. 191.
  • [6] Там же.
  • [7] Ольга Богданович. Блаватская и Одесса. – Одесса: «Путь Познания», 1998. – Стр. 38.
  • [8] Р.Николаев. Памяти В.П.Желиховской. // Исторический вестник, 1896, июль. – Стр. 191.
  • [9] Русские писатели. 1800 – 1917. Биографический словарь. Т. 2. – М.: «Советская энциклопедия», 1990. – Стр. 262.
  • [10] Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. Т.XI-a (22). — Стр. 745.
  • [11] Р.Николаев. Памяти В.П.Желиховской. // Исторический вестник, 1896, июль. – Стр. 191 – 192.
  • [12] Русские писатели. 1800 – 1917. Биографический словарь. Т. 2. – М.: «Советская энциклопедия», 1990. – Стр.262.
  • [13] Ольга Богданович. Блаватская и Одесса. – Одесса: «Путь Познания», 1998. – Стр. 39 – 40.
  • [14] Р.Николаев. Памяти В.П.Желиховской. // Исторический вестник, 1896, июль. – Стр. 192.
  • [15] Русские писатели. 1800 – 1917. Биографический словарь. Т. 2. – М.: «Советская энциклопедия», 1990. – Стр. 262.
  • [16] Ольга Богданович. Блаватская и Одесса. – Одесса: «Путь Познания», 1998. – Стр. 50.
  • [17] Р.Николаев. Памяти В.П.Желиховской. // Исторический вестник, 1896, июль. – Стр. 192.
  • [18] О.Богданович. Блаватская и Одесса. – Одесса: «Путь Познания», 1998. – Стр. 50.
  • [19] Р.Николаев. Памяти В.П.Желиховской. // Исторический вестник, 1896, июль. – Стр. 192 – 193.
  • [20] Ольга Богданович. Блаватская и Одесса. – Одесса: «Путь Познания», 1998. – Стр. 51.
  • [21] Там же.
  • [22] Р.Николаев. Памяти В.П.Желиховской. // Исторический вестник, 1896, июль. – Стр. 192.
  • [23] Там же. – Стр. 194.
  • [24] В.П.Желиховская. За приключениями. Счастливец. – С-Пб. – Стр. 213.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ольга Богданович. Блаватская и Одесса. – Одесса: «Путь Познания», 1998.
  2. В.П.Желиховская. За приключениями. Счастливец. – С-Пб.
  3. Р.Николаев. Памяти В.П.Желиховской. // Исторический вестник, 1896, июль. – Стр. 190 – 194.
  4. М.Нэф. Личные мемуары Е.П.Блаватской. – М.: «Сфера», 1993.
  5. Русские писатели. 1800 – 1917. Биографический словарь. Т. 2. – М.: «Советская энциклопедия», 1990.
  6. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. Т. XI-а (22).

Hosting Ukraine Creative Commons