Днепропетровский национальный исторический музей

Цирульник Марица, отдел фондов

Працює в музеї з серпня 2014 року.
Науковий співробітник відділу головного зберігача фондів музею.
Займається первинним обліком музейних предметів. Секретар Фондово-закупівельної комісії музею.
Народилася в м. Дніпро, в 1991 році. Захоплюється шахами. Була призером першостей області, України, брала участь у чемпіонатах Європи та світу.
Закінчила історичний факультет Дніпропетровського національного університету ім. Олеся Гончара, спеціаліст з архівознавства та архівної справи.
Досліджує колекцію музею з історії шахів в нашому краї (1902-2016), якою почала займатися ще будучи студенткою, збирає й науково описує предмети, упорядковує каталог даної колекції.
Щорічно проводить первинний облік біля 2000-3000 музейних предметів в електронному вигляді.
Надає статистичні дані щодо нових надходжень предметів до фондового зібрання музею.
Веде й оформлює протоколи засідання ФЗК (24 на рік).

Возможно, когда Вы слышите слово «музей», воображение рисует огромные мрачные залы, некий склад старинных редких предметов, где витает пыль веков и время остановилось.
Но музей, «мусейон», «Храм Муз», и если прислушаться, можно их услышать.
Хотя у меня, как и у многих, изначально интересы были далеко не музейные.
С детства моя жизнь была связана с шахматной игрой: тренировки, постоянные соревнования — местные, выездные, чемодан, зачастую, можно было и не разбирать. Не удивительно, что шахматы в таком ритме жизни приобрели векторное значение. Владимиру Набокову принадлежат строки: «У нас есть шахматы с тобой, Шекспир и Пушкин. С нас довольно». Вот в этих «Шекспироравных» шахматах я искала Смысл.
Но детство, как показывает практика, имеет свойство быстро заканчиваться. И когда настало время получать высшее образование, я оказалась в замешательстве, ведь высшего учебного заведения, где учат на «шахматиста» не существовало. После года скитаний, попутный ветер направил мой парус в воды исторической науки. Но учеба на историческом факультете предполагала, как можно догадаться, учебу собственно. И тогда патетично возведенное мной в статус «дело жизни», оказалось под угрозой быть низложенным в разряд «увлечения». Это приносило разлад в картину моего мироздания. Поэтому, при выборе специализации, я попыталась соединить личные интересы с особенностями профессионального образования историка, углубившись в историю шахмат.
И тут ко мне возникает справедливый вопрос – а не ошиблись ли Вы местом публикации своих мемуаров? Прошу прощения за излишние патетику и автобиографические подробности, и постараюсь «ближе к делу».
В 2012 году в Днепропетровске был проведен ряд масштабных шахматных мероприятий, под названием «Шахматная весна», в рамках которой, в ДНИМ была открыта первая выставка по истории шахмат нашего края. Я тогда училась на 3 курсе, и архивно-музейную практику проходила в музее, помогая (по крайней мере, я на это надеялась) оформлять выставку. И вот, когда будущие экспонаты выставки оказались у меня в руках, пришло понимание того, насколько богата одна вещь — музейная единица, сложной, многоуровневой информацией: как фрагмент социальной действительности (в том случае – региональной истории шахмат, биографий отдельных личностей), как источник истории культуры, как носитель музеальности. А еще мне стало известно то, какая тяжелая, кропотливая, и одновременно захватывающая научно-исследовательская работа стоит за созданием музейной выставки. И, впоследствии, при выборе темы дипломной работы, я, недолго думая, обратилась к шахматно-музейной тематике. Поэтому, вполне закономерно, по окончании учебы, мой парусник попытал счастья у берегов Днепропетровского национального исторического музея. Так Клио присоединилась к Каиссе, моей первой попутчице, и любимое дело нашло своеобразную реализацию в моей профессии, в изучении шахматной коллекции ДНИМа, где музейные предметы становятся недостающими кусочками мозаики, с помощью которых можно будет воссоздать полноценную картину истории шахматного движения нашего края.
Но уже в процессе работы было обнаружено, что музей вовсе не «законсервированная» «неподвижная громада» — многочисленные выставки как внутримузейные, так и приезжие, масштабные яркие мероприятия, среди которых особенно разрывошаблонный характер носила «Ночь в музее». Все это, безусловно, своеобразные дивиденды, говорящие в пользу интересности работы в ДНИМ. Помимо прочих, среди которых, например, представляющая для меня особенную ментальную ценность, возможность прикоснуться (в прямом смысле) к истории, которую обеспечивает работа в секторе учета. Ведь каждый предмет, поступающий в музей, потенциальный экспонат, проходит через этот отдел. Поэтому исторический музей – не только окно в прошлое, но и хранитель памяти о жизни сегодняшней, какой она предстанет перед будущими поколениями.
Жизнь меняется так стремительно, что мы иногда за ней не успеваем. Но если вдруг захочется обернуться и оценить пройденный путь – добро пожаловать в музей!

IMG_6633.jpg DSC03182.jpg 13.jpg



Hosting Ukraine Проверка тиц