Днепропетровский национальный исторический музей

122-мм гаубица образца 1938 года (М-30). Учебная

Советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 годы, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооруженных конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122. По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века. Оснащение артиллерии Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.
История
Полевые гаубицы, состоявшие на вооружении РККА в 20-е годы, достались ей в качестве наследия от царской армии. Это были 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» и французской фирмой «Шнейдер» для Российской Империи. Но к 30-ым годам эти орудия явно устарели.
Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Орудие многое заимствовало от других образцов артиллерийского вооружения. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года. Хотя по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было тем не менее рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.
29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.
Преимущества орудия

  1. Отсутствие дульного тормоза, так как отклоненные дульным тормозом отработанные пороховые газы поднимают с поверхности земли клубы пыли, которые демаскируют огневую позицию. Помимо демаскирующего действия наличие дульного тормоза приводит к более высокой интенсивности звука выстрела сзади орудия по сравнению со случаем, когда дульный тормоз отсутствует. Это в некоторой степени ухудшает условия работы расчета.
  2. Использование в конструкции большого количества отработанных узлов. В частности, выбор поршневого затвора улучшил надежность (в то время имелись большие трудности с производством клиновых затворов для орудий достаточно большого калибра). В ожидании предстоящей крупномасштабной войны возможность производства новых гаубиц с использованием уже отлаженных узлов от старых орудий становилась очень важной, особенно с учетом того, что практически все созданные в СССР с нуля новые образцы вооружений со сложной механикой имели низкую надежность.
  3. Возможность создания на лафете М-30 более мощных образцов артиллерийских орудий.

Характеристика

Гаубица М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колесным ходом. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур.
Максимально допустимая скорость транспортировки составляла 50 км/ч на шоссе и 35 км/ч по булыжным мостовым и проселочным дорогам. Конной тягой гаубица перевозилась за передком шестеркой лошадей.
М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства.
Стальная осколочно-фугасная граната при установке взрывателя на осколочное действие при своем разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 м. При установке взрывателя на фугасное действие граната после разрыва оставляла воронки до 1 м глубиной и до 3 м в диаметре.
Кумулятивный снаряд пробивал под углом 90° броню толщиной до 100—160 мм. Прицельная дальность стрельбы по движущемуся танку — до 400 м.
Боевое применение
М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Также ее с успехом применяли для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования минометов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определенную угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортеров и бортов легких танков. У машин с более толстой броней осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.
Занимательные факты

  1. В советских учебных фильмах для артиллеристов, снятых в 1960-х гг., очень часто демонстрируется именно гаубица М-30, несмотря на то, что тогда уже было принято на вооружение более современное орудие Д-30 того же калибра и назначения. Эти фильмы до сих пор используются в учебном процессе подготовки российских артиллеристов, хотя гаубицы М-30 уже давно не используются даже в качестве учебных орудий.
  2. Небольшое количество боеспособных М-30 имеется на складах Российской Армии и в настоящее время.
  3. Для транспортировки М-30 использовались самые разнообразные средства — конная тяга, отечественные и поставлявшиеся по ленд-лизу грузовики, тяжелые джипы Dodge, легкие гусеничные артиллерийские тягачи «Сталинец» СТЗ-5 и Я-12. Из мемуарной литературы известны даже факты переката гаубиц М-30 только силами их расчетов.


Hosting Ukraine Проверка тиц