Днепропетровский национальный исторический музей

Экспонаты, которым реставраторы подарили новую жизнь (2014)

Продолжаем знакомство с музейными экспонатами, которым реставраторы подарили новую жизнь. Недавно мы представляли работу харьковских специалистов, а теперь вы  увидите мастерство наших коллег Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины (Киев).

В 2013 г. в Киев были отправлены предметы из фарфора. Они — перед вами.

Подставка для карандашей с клеймом знаменитого английского завода «Веджвуд», XVIII ст. (графство Стаффордшир).

Фирма создана в 1769 г. В развитии изящного фарфора выдающуюся роль сыграл англичанин Джосия Веджвуд (1730- 1795­). Он заслужил всемирную славу как создатель новых керамических масс.

В 1781 г. ему удалось получить керамическую массу, которую стали называть фарфором Веджвуда. Напоминая каменную массу по твердости и плотности, а фарфор – по тонкости и способности к высокому обжигу, она могла обрабатываться на станке, которым пользовался резчик по камню.  Как правило, изделия Веджвуда, не глазуровались, а покрывались рельефом в виде камеи, чаще всего белого цвета. Формовка фона и рельефа производились отдельно, обжигались одновременно. Накладной рельеф подвергался отделке специальными инструментами: дополнительно гравировался, подправлялся, подрезался вокруг, что и придавало ему удивительную тонкость, чистоту и законченность. Декорирование было в классическом стиле, как некогда в греческих камеях и инталиях.

Удивительные произведения Веджвуда составляют ныне гордость музеев и коллекционеров. Они относятся к числу самых ярких явлений керамического искусства. Остаются  ценнейшими историко-культурными памятниками.

Порой в музей поступают фарфоровые изделия с дефектами: трещинами, сколами, утратами фрагментов, потёртостями росписи… Тогда и производятся сложнейшие реставрационные работы. В нашей подставочке для карандашей откололся верхний фрагмент с повреждениями белого рельефа. Реставратор тщательно удалил временные загрязнения (предмет XVIII ст.), склеил фрагменты; швы склейки —  покрыл мастикой и отполировал; два разных фона затонировал специальными красками для фарфора. И вновь это произведение искусства фарфора будет нас восторгать.

DSC05172.jpg DSC05173.jpg DSC05174.jpg

Подставка для карандашей с клеймом знаменитого английского завода «Веджвуд»

_____________________________________________________________________________________

Еще более кропотливую работу провели реставраторы при восстановлении изящной туалетной подставочки в форме морской раковины (Германия, XIX ст.). Она на трех фигурных ножках; украшена рельефным узором из розочек и крохотных листочков.

К величайшему сожалению, при транспортировке с выставки, туалетная подставочка разбилась на многочисленные мелкие фрагменты и осколки.  Но к счастью, сохранился снимок с изображением этого изделия, по которому реставратор, виртуозно проведя многочисленные работы, восстановил чудесную дамскую  фарфоровую безделушку.

DSC05175.jpg DSC05176.jpg DSC05178.jpg

Туалетная подставочка у форме морской раковины

_____________________________________________________________________________________

В Национальном научно-реставрационном центре Украины были отреставрированы две чудесные вышитые гобеленовыми швами картины из старого музейного собрания – «Сценка в модной лавке»   выполненная цветным гарусом и металлическим бисером  и «Ваза с цветами и попугай», вышитая по канве очень тщательно с большим мастерством и вкусом. Предположительно картины появились в музейном собрании в 1905 – 1907 годах одновременно —  их старые учетные номера 8072 и 8074. А картина  «Сценка в модной лавке»  упоминается под №336 в музейном каталоге 1908 г. За долгие и нелегкие годы картины очень загрязнились, пересохли, деформировались. Руководитель работ Т.В. Минжулина и художники-реставраторы Н.В. Напханенко и Р.А. Лоран устранили загрязнения, максимально локальные ослабили пятна, устранили деформацию и следы коррозии, заполнили места утрат, укрепили края и основы вышивки, смягчили нити, законсервировали детали и таким образом продлили жизнь этим великолепным предметам или даже произведениям искусства ХІХ века.

DSC05167.jpg DSC05168.jpg

Вышитые гобеленовыми швами картины

_____________________________________________________________________________________

Жилет черного тафты с высоким воротником и двумя розетками, отделанный белым шнуром, на льняной подкладке, относится ко І пол. XIX ст.  Нижняя часть полочек жилета практически рассыпалась в пыль, волокна пересохли, ломались и рвались. Предмет нельзя было просто взять в руки, не говоря уже о его изучении. Например, по крою изделия и отдельных деталей – горловины, воротника, карманов и п.д.,  можно установить точное время его изготовления, нужно изучить и розетки на правой стороне жилета. Теперь, благодаря работе художника-реставратора Р.А. Лоран памятник пушкинской эпохи приобрел экспозиционный вид.

DSC05169.jpg

Жилет черного тафты с высоким воротником и двумя розетками

_____________________________________________________________________________________

Детская пелерина из батиста вышита в начале ХХ века, ее украшает орнамент из простых трилистников по краю, но даже самому скромному платьицу она способна предать нарядный и милый вид. Пелеринка была закуплена в 2007 году с учетом ее состояния за очень небольшие деньги и сегодня, после реставрации художника-реставратора Н.В. Напханенко, она полностью готова к экспонированию.

DSC05166.jpg

Детская пелерина из батиста

_____________________________________________________________________________________

Сумочка-кисет вышита цветным гарусом во ІІ половине XIX века в Российской империи, возможно в Екатеринославе. Сумочка была не только загрязнена, она имела многочисленные потертости и порывы, а в отдельных местах, утраты ниток, волокна ткани очень пересохли, цвета вышивки поблекли. Художник – реставратор А.Т. Бондарук очистила сумочку от грязе-пылевых наслоений, смягчила и вернула нитям эластичность, удалила следы предыдущих ремонтов, заполнили места утрат вышивки и шнура.

DSC05165.jpg

Сумочка-кисет вышита цветным гарусом 

_____________________________________________________________________________________

Музей выражает нашим коллегам искреннюю благодарность и признание!

_____________________________________________________________________________________



Hosting Ukraine Проверка тиц