Днепропетровский национальный исторический музей

Соприкоснуться с вечностью

Приднепровские степи… Сколько песенных мелодий, поэтических строк, пейзажных образов посвящено бескрайним степным просторам, той особой раздольной красоте, берущей в полон навсегда сердце человека, когда-либо ощутившего её пространственное и временное величие.

Не побоялся “заболеть”  степью и днепропетровский фотохудожник Алексей Шпак. Но путь к такой необъятной темы был многолетен и извилист.

Человек честолюбивый, обладающий харизматическим темпераментом, А. Шпак перепробовал в свои 52 года множество видов занятий: он “мыл” золото в Иркутской области, освоил ряд профессий высококвалифицированного рабочего в горячем цехе днепропетровского завода ДЗМО, работал в авторемонтной мастерской и на городских стройках. Однако, параллельно всегда  обитало желание свободного творчества. Он испытывал себя в поэзии, на театральных и эстрадных подмостках, довольно успешно занимался музыкой, играя в джаз-оркестре “Орфей” на гитаре, а рядом всегда был  фотоаппарат, позволявший запечатлевать людей, с которыми сталкивали житейские пути-дороги; города и веси, привлекавшие внимание своеобразием своего облика; события, зацепившие душу чем-нибудь необычным.

Собственно, фотографией А. Шпак начал заниматься ещё в детстве, ходил даже в

фотокружок при днепропетровском Доме пионеров, но осознанное восприятие этого рода занятий как профессии пришло к нему лишь в 1979 году, когда он после многолетних поисков своего места в жизни и деятельности, возвращается в Днепропетровск.

Лидер по складу характера и трудолюб, А. Шпак сразу организует и возглавляет фото-клуб при заводе ДЗМО, становится членом городского фото-клуба “Дніпро”, много и плодотворно работает. Снимки тех лет, судя по отзывам, были высокого технического качества. Но не поражали, не завораживали, не заставляли задуматься. Он и сам не ценил их высоко. Подспудно что-то в нём бродило, но, судя по всему, надо было перейти какую-то границу, понять что-то в других или в самом себе…

Когда это случилось? По-видимому, в начале 1980-х. В то время А. Шпак вместе с художниками М. Рытяевым и С. Алиевым ездил по сёлам Днепропетровщины, ходил по степному бездорожью, ночевал в скирдах. В этих походах, по его словам, он прикоснулся к великому ночному безмолвию степи, почувствовал богатство её дневных красок и звуков. Именно тогда зародилось стремление попробовать зафиксировать свои впечатления на фотоплёнке. Появляется серия “Поднипровье”, над которой он трудился в течении десятилетия. Постепенно идёт наработка технических и пластических средств. Уже просматривается авторская индивидуальность в композиционном решении кадра, в умении создавать иллюзию глубины пространства, увеличивать резкость контрастов или наоборот создавать туманные сфуммато. С опытом приходит умение добиваться не только определённых формальных эффектов, — передавать фактуру предметов и тел, игру света и тени, своеобразную орнаментику линий, но и добиваться образности в трактовке темы.

1980-1990-е в творческой биографии А. Шпака богаты событиями. Первая в его жизни городская фото-выставка (1982), с которой начинаются ежегодные выступления художника на выставочной арене городов и областей Украины, России, Прибалтики.

В 1989 году он впервые выставляет на суд зрителей свои работы в авторской экспозиции. На художника обратили внимание не только многочисленные любители фотоискусства, его признали и приняли в свои ряды профессионалы-фотографы. Он становится членом Союза фотохудожников Украины и СССР, а вскоре начинает его днепропетровское отделение (1989-1995), чему в немалой степени способствовали: крепкая организаторская хватка, знание людей, фанатизм в работе и здоровое честолюбие. С 90-х годов карьера А. Шпака неуклонно шла по восходящей: с 1995 – он ответственный секретарь днепропетровской организации, с 2004 – председатель днепропетровской областной организации Национального Союза фотохудожников Украины.

Сам фотограф с грустью отмечает, что совместить административную деятельность с творческой чрезвычайно сложно, в накладе обычно остаётся художническая часть души. Тем не менее, именно в это время  он много и продуктивно работает, проводя немало времени в поездках по Украине, Днепропетровщине. Рождаются одна за другой серии фотографий, темы которых связаны то с историей нашего края (“Каменные бабы” 1999), то с образами, раскрывающими сакральную духовность (“Яко с нами бог.” 2000, “ Свет истины.” 2000), то жизнью современного городского мегаполиса (“Город.” 2002, “Жизнь прекрасна, но удивительна.”, 2003). Он и в снимках проявляет свой деятельный,  бойцовский нрав, подтверждая лишний раз истину, что поэтика мастера всегда связана с его характером.

Основной его творческий поток – произведения неравнодушные, всегда отмеченные мировоззренческой, философской нотой и при этом улавливающие трепет живой жизни.

Наиболее полно результаты творческих поисков художника отразились в большой багатосюжетной серии фотографий “Пра – Украина”, над которой он продолжает работать до сих пор. Этот цикл вобрал в себя многолетние размышления А. Шпака об исторических корнях Поднипровья, об его былом героическом и драматическом времени. Он стремится разбудить, расколебать в сознании зрителя те сокровенные уголки памяти, которые позволят осознать себя неотъемлемой частью этого прошлого, проникнуться особым чувством уважения к родной земле. Совершите путешествие в прошлое, чтобы острее осознать настоящее – вот сверхзадача, которую старается передать фотохудожник.

Постепенно в необъятную по обилию сюжетных линий тему “Пра Украина” вплетается, и мало помалу становится главным, направление, воплощающее в казалось бы простых и вроде бы вполне знакомых зрительных образах, безграничность степных просторов. Только “просто” степь оборачивается здесь метафорой, расшифровкой эмоционального состояния художника, следом напряжённой работы его души, его сомнений и переживаний.

И хотя пейзаж до сих пор считают консервативной ветвью в фотоискусстве, поскольку–де этот жанр целиком и полностью получен от классической живописи, А. Шпак находит убедительные видеоходы, позволяющие передать проникновенное, прочувствованное изображение степи.

Он словно воскрешает почти забытый архаический вид эстетического удовольствия, связанный с жанром романтического пейзажа – удовольствие от созерцания величественного природного ландшафта, где всё проникнуто жизненными токами: дышит земля, напрягается небо, трепещут на ветру травы.

Примечательно, что автор не боится традиционным, хотя бывает щедр и на придумки, правда, скорее сюжетные, нежели химические или технические. У А. Шпака явное стремление к панорамному фотографическому мышлению. Имеется в виду не только  его неизменное возвращение к съёмке камерой, теперь уже полузабытой – “Горизонт” и “ФТ”, а и широта его взгляда на природу. Хотя квадрат и вертикаль вполне приемлемы, но тяготеет он в основном к горизонтали, к своеобразной видовой эпичности. И это естественно. Сама тема диктует такое образное видение, позволяет настроиться на своеобразную медитацию, на завороженное погружение в эти загадочные, пронизанные песенной мелодикой, степные просторы, которые буквально отключают от напряжённого ритма повседневности, настраивают на медленное созерцание – погружение – уход от суетности окружающего мира. Здесь зрителю дозволено соприкоснуться с самой вечностью.

В то же время обаяние фотографий А. Шпака – в многоликости изображений земных и небесных пространств, в сопоставлении различных их состояний. Большую роль в этом играет цвет, который оказывается в этом цикле виднейшим проводником музыкальности. Степь, какой её увидел художник, разнообразится в своих мажорных и минорных цветовых аккордах. В лазоревых, сине – фиолетовых и голубых оттенках небесной глубины, как в роскошестве серебристо – серых, розовых, зелёных тонах степного разнотравья, улавливаешь то же богатство обертонов, которые можно подсмотреть и увековечить, обладая не только чутким глазом и техническим мастерством, но и большой любовью, душевной прикованностью к жизни, к родной земле.

А. Шпак любит повторять: “Я – художник, потом фотограф, поэтому для меня реальность одна лишь часть природы и только чувство оживляет её образ. Если вы на самом деле тронуты, вы обязаны передать другим искренность ваших эмоций”.

Своё творческое кредо художник воплотил особенно наглядно в серии “Поднипровская степь. …Смотрите, как было, как должно бы быть и впредь, окунитесь в эту гармонию и сохраните это в себе”.

Искусствовед  Л. Тверская.



Hosting Ukraine Проверка тиц