Днепропетровский национальный исторический музей

Зал № 9. Это не должно повториться (репрессии 1930-1950 гг.)

«Это не должно повториться» — так названа выставка, ставшая данью памяти миллионам жертв репрессивной сталинской системы… Это своеобразный мемориал, где вместе со средствами художественного воплощения, и даже доминируя над ними, перед посетителями предстают настоящие свидетельства, исторические предметы — фотографии, документы, вещевые реликвии — свидетели народной трагедии, разыгравшейся в 30-50е годы.
Неисчерпаемым горем проникнуты документальные источники об искусственно созданном голоде на Украине в 1932—33 гг.: экземпляры местных газет за декабрь 1932 и 1933 г. с перечнем колхозов края, попавших на «черную доску», со статьями о репрессиях, обрушившихся на «саботажников» из Ореховского и других районов области; материалы коммуны «Маяк» Покровского района, члены руководства которой также отказались сдать посевное зерно и были приговорены к лишению свободы; заявление крестьянина И.Токаря в правление артели «Путь к коммуне» с просьбой предоставить им помощь продовольствием в связи с голодом.
Среди имен репрессированных, чьи материалы представлены в экспозиции, есть хорошо известные у нас в стране военачальники, деятели партии и правительства: командарм П.Е. Дыбенко, всеукраинский староста Г.И. Петровский, секретарь ЦК КП(б)У М.М. Хатаевич, член первого правительства Советской Украины Е.И. Квиринг, жизнь и деятельность которых неразрывно связана с нашим краем.
Не обошли сталинские репрессии и деятелей науки, культуры, искусства. Так, Григория Даниловича Эпика — директора издательства художественной литературы, члена литературных организаций «Плуг» и «Политфронт» в 1934 г. арестовали и выслали на Соловецкие острова. В 1937 г. Г.Д. Эпика вместе с остальными заключенными вывезли в Белое море и затопили вместе с баржей. Писатель был реабилитирован посмертно в 1956 г. по причине «отсутствия состава преступления».
Имена других персонажей выставки знакомы только их родственникам и близким, но трагическая судьба каждого из них могла бы стать темой отдельной выставки, лечь в основу романа, пьесы, кинофильма. Как судьба семьи Пшеничных, глава которой был приговорен к казни, а его жена, к нескольким годам заключения.
Осталась маленькая доченька Аллочка, которую взяли на воспитание дальние родственники. 15 лет мать и дочь общались лишь редкими (один раз в год) коротенькими письмами и маленькими подарочками в виде мелкой вышитой салфеточки или засушенного сибирского цветка (больше заключенной в тюрьму не было разрешено).
Нельзя без боли смотреть на письма заключенных к своим родственникам, переданные ценой большого риска. Большинство из их авторов даже не догадывались, что приговор „десять лет без права переписки” фактически означали смерть.
Выставка является попыткой сделать невозможное — исправить ход истории, которая распорядилась так, что даже могилы большинства из жертв остаются неизвестными.
В центре зала возвышается пятиметровая многоступенчатая пирамида, образованная из портретов людей, уничтоженных в годы репрессий – своеобразный мемориал в мемориале. Лица как будто выглядывают из тьмы прошедших десятилетий и напоминают нам: ”Это не должно повториться”.



Hosting Ukraine Проверка тиц