Днепропетровский национальный исторический музей

Выставка «Пером і пензлем»


Warning: ksort() expects parameter 1 to be array, object given in /home/museum/museum.dp.ua/ru/wp-content/plugins/yet-another-related-posts-plugin/classes/YARPP_Cache.php on line 462

Под таким названием в музее «Литературное Приднепровье» открылась выставка поэта, прозаика, художника, искусствоведа Виталия Старченко. На Приднепровье он является одним из самых ярких представителей поколения «семидесятников», которое сразу по вхождении в литературу взялось за создание качественно нового эстетического пространства, в котором мерилом человеческих чувств выступают эстетические категории, а не идеологические каноны. Поэтому, дебютировав в конце 1960-х, по — настоящему «Семидесятники» войдут в литературу лишь в конце 1980-х, когда ослабла цензура и начала реставрироваться настоящая картина современной литературы.

Так, имя В.Старченка впервые появилось в литературе в середине 1980-х гг .. Журнал «Днепр», а затем — «Отечество» дали подборки зрелых, высокого художественного уровня поэзии. Стало очевидным, что дебют «Семидесятники» — нонконформиста опоздал на десятилетия.

Со временем увидят свет восемь его поэтических сборников, среди которых «Глина для Бога», отмечена литературной премией им. Павла Тычины и Ивана Сокульского и три прозаические книги (две из них в соавторстве с Надеждой Тубальцева). Они поставили его в ряд ведущих поэтов Приднепровья и показали все многообразие и многоплановость творчества художника, который поднимает в своих произведениях универсальные вопросы бытия, размышляет над течением времени и человеческим существованием, проникает в самые сокровенные психологические состояния человека, в огромность пространства-времени ищет равновесия в памьятетриванни, которая несет отражение индивидуального «я». Именно тема памяти — родовой, исторической, генетической чрезвычайно существенная для художника. Она и стала сквозной объединяющей идеей выставки.

Поэту и прозаику В.Старченку присущ неодолимый влечение к своему истоку, заступание глубже, до мифологии дохристианской, в которой закодировано же ментальность этноса. Воспринимая современность как руины национального этноса, а сопротивление этой разрушения как свой моральный и художественный обязанность поэт словом и кистью пытается спасти уцелевшие остатки национального сознания. Он видит в мире непреходящее. Среди этих ценностей — родная земля, ее язык, культура, история, представленные в своем неповрежденном смысле и объеме.

Приметы родной земли, Приднепровье помогают Старченко осознать самого себя в контексте истории и культуры своего народа. Мифы родного края находим на живописных работах «Самара в мае», «Домики под горой», «Туровский просторы», «Самара под Новомосковском», «Сторожа Каменной Могилы», «Вечер на Соленом Лимане», «Пробуждение Орели», «Мамаева плач», «Степные божества» и другие.

Живопись отражает мировоззрение поэта Старченко, укорененного в стихию родного края, а его поэзия написана рукой художника. Не случайно же в произведения вплетаются образы художественные и специальные термины по живописи, скульптуры, архитектуры. В этом своеобразие и непохожесть его поэтического творчества.

Литературно-художественная выставка «Пером и кистью» состоит из двух разделов, которые представляют поэтический и прозаический наследие Старченко, а также живописные полотна художника и его искусствоведческие разведки, а именно альбом-монографию «Народное и наивная живопись Надпорожья», автором — составителем которой выступил Старченко, альбом живописи Якова Калашник с есеем «Вспышка», а также написал и издал два учебных пособия по изобразительному искусству для студентов.

В совокупности творчество Старченко представляет его мировоззрения, мироощущения и художественные модели его выражения.

Старченко Виталий Иванович родился 13 апреля 1947 в г.. Днепропетровске. 1967г. окончил архитектурное отделение Днепропетровского энергостроительного техникума, а в 1975 г.. — факультет истории и теории искусств Киевского художественного института. Работал исполняющим обязанности архитектора в проектном институте, художником-оформителем, преподавателем детской художественной школы, редактором художественной литературы книжного издательства, заместителем редактора журнала «Бористен», преподавателем кафедры дизайна и изобразительного искусства и научным сотрудником лаборатории фольклора Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара.

Автор выставки — ст.наук. сотр.
музея «Литературное Приднепровье»
Светлана Мартынова



Hosting Ukraine Проверка тиц