Днепропетровский национальный исторический музей

Сказочный круг: сказки Нижнего Приднепровья

Литературно-художественная выставка к 160-летию со дня рождения украинского поэта, фольклориста, этнографа Ивана Манжуры (1851-1893)

Выставка будет работать до 26 января 2012 г. в залах музея«Литературное Приднепровье».

Сказочная карта Украины невозможна без сказок Нижнего Приднепровья, их незаурядных героев, среди которых непобедимый Трьомсин Богатырь. Перенестись в сказочный мир Приднепровье поможет «Сказочный круг» — комната, оформленная рисунками художника Сергея Алиева-Ковыки по сюжетам народных сказок Нижнего Приднепровья, которая открылась 26 октября в музее «Литературное Приднепровье» к 160-летию со дня рождения украинского поэта — сказочника Ивана Манжуры. Украинские народные сказки, записанные в XIX веке известными учеными-фольклористами и писателями Г. Залюбовским, Я. Новицким, И. Манжурой, Д. Яворницким, Б. Гринченко в пределах Екатеринославской губернии дарят всем поклонникам этого жанра уникальную возможность впервые познакомиться и погрузиться в волшебный мир фольклорной сказки, созданной в древности на Приднепровской земле. На выставке экспонируется в единственном экземпляре сборник «Народные сказки Приднепровья» — подготовленная ??к изданию книга, которая представляет сказочный эпос, упорядоченный в печать Н. Василенко и Л. Иванниковой. Художественное оформление и иллюстрации к сказкам выполнил С. Алиев-Ковыка.
Кто не любит сказку? Кто не слушал в детстве и не пронес любимые сказочные образы через всю жизнь? Сказка учит мечтать, будит воображение, тягу к знаниям, в ней осуществляются самые заветные желания. Но по-настоящему сказка волнует сердце лишь тому, кто обладает ценнейшим сокровищем — радоваться радостью и болеть болями земли, леса, реки, травинки, дерева, птицы, зверя и человека, кто чувствует в окружающей среде душу живой природы, видит себя не ее обладателем, а маленькой частичкой безграничной Вселенной.
На земле нет народов, которые не создали сказочного эпоса. Их популярность бесспорна как среди детей, так и среди взрослых. Захватывающие сюжеты — особая прелесть сказки. И хотя создаются сказки во всем мире, имеют близкие темы, сюжеты, образы, но все же каждая отмечается национальным характером, языковым колоритом. Творчество украинского народа сплачивает украинский народ и одновременно объединяет и братает его с народами другими, ибо во всем мире ценятся заложенные в сказке мораль, любовь и уважение к человеку-труженику, к мужественному защитнику добра и красоты, защитнику родной земли.
Сказочный эпос издавна бытует в Приднепровье как один из самых любимых жанров устного народного творчества. Сказки о животных, героико-фантастические, бытовые сплетенные из самых тайн, человеческих представлений о мире, из мечтаний о победе над злыми силами и о счастье, которое каждый представляет себе по-разному. Сказки — это выдуманные рассказы, которые передаются в течение многих веков из поколения в поколение, из поколения в поколение, поэтому они вобрали в себя самые характерные и самые гуманные человеческие желания, мечты, народную мораль, идеалы красоты. Одни из них высмеивают пороки, другие — прославляют подвиги, третьи — развлекают, четвертые — поучают. Но самое главное то, что в особой, так называемой гротескной форме, когда изображаются, казалось бы, невозможные ситуации (в маленькую перчатку поселяется полно зверей; живая вода, поцелуй исцеляют, оживляют человека; младенец вырастает в богатыря за считанные месяцы), сказочные рассказы доносят до нас опыт жизни, мудрость многих-многих поколений, отражают весь мир поэтического вымысла нашего народа.
Для Приднепровья характерны все жанры сказок. В сказках о животных поступки зверей уподобляются человеческим, как и в баснях. Главное — они говорят человеческим языком и понимают ее. Чаще всего в сказках действуют хитрая лисичка-сестричка, хищный или глупый вовчик-братик, трусливый зайчик, неповоротливый медведь, кот-Мурлыка, золотой бычок, доверчивый петушок, верный Серко или Рябко. Сказки о животных имеют большое воспитательное значение и особенно нравятся детям («Волчья песня», «Как Петушок к морю воды ходил», «Две Мыши», «Лисичка, Зайчик, Вовчик и Якилко (Дятел)», «Волчья колядка», «Лисичка и человек «,» Долгом дик (Хорек) «,» Лисичка, Тиковка, Скрипка и Капкан «,» Два волки «,» Паук и сопляк «,» Блоха и Муха «,» Петушок отшельник и Лиса Преподобницы «- в записях И. Манжуры; «Бычок третьячок» — в записях Я. Новицкого, «Куцый волк и портной», «О петушке», «О цыгана и льва», «О льва и купеческого сына», «Бычок и дедова дочка» — в записях Г. Залюбовского; «С чего кукушка, ласточка и соловей» — в записях Д. Яворницкого).
В бытовых сказках — бедняки, батраки, бродяги ищут спасения от невзгод, бедности, несправедливости. В этих сказках чаще выступают персонифицированные образы Судьбы, Горя, Счастье, Правды, Кривды, а демонологические образы — черти, беда — становятся на сторону обездоленного человека и помогают найти клад. Эти сказки превозносят трудолюбие, искренность, рассудительность, братолюбие, а высмеивают праздность, эгоизм, зазнайство, скупость, жадность, лживость, отмечаются богатством юмора и сатиры, поэтому полезны для чтения и размышлений как детям, так и взрослым («Нищета», «Беда »,« Калиточка «,» Как мужик господина обманывал «,» Два брата «,» Мачеха «,» Умная женщина «- в записях И. Манжуры;» Хитрый дурак «,» Хитрая девушка «,» Иван дурак и Петрова дудка » , «Дурак на небе», «Сорок один брат» — в записях Я. Новицкого, «Про Ивана-дурачка», «Бычок и дедова дочь», «Интересный господин», «О дурака Терешка», «Злая мать и сестра среды »,« О дедову дочку и о золотой яблоньку «- в записях Г. Залюбовского;» Нищета неусыпные «,» Свиной полушубок «,» Перьевые чудо «,» Премудрый Фома «,» Очень умный человек «,» Как человек клада себе нашел «,» Как человек высиживал лебедят «,» Марко Богатый «,» С чего разбогател бедняк «,» Что будет, как женщине дать власть «,» Дурному ни в людях, ни дома «- в записях Д. Яворницкого) .
Героически-фантастические сказки уходят в древнейшие времена, отражают древние верования, мифологические представления наших предков. Здесь и магические числа 3, 7, 9, 12 (змеи в сказках бывают трех, — шести, — девяти, — дванадцятиголовимы), и космогонические образы древа мирового (дуб, на котором спрятано жизни злого Костия; орлиное гнездо на 12 — ты дубах), океана или моря (что является отражением целого мира или космоса), яйцо (символ жизни). Герои этих сказок — Богатыри, видимые и невидимые (Котигорошко, Вернидуб, Крутиус, Вернигора, Трьомсин Богатырь, Иван Голик, Трьомсин Борис), что побеждают змеев-людоедов, Костия-смертоносця, бабу Ягу, плохо Чудерство — гигантскую рыбу, ведьм, помогают обездоленным, защищают их интересы, становятся на помощь в трудные минуты жизни, проявляют большую мудрость и силу духа. При этом они используют целебную воду, жар-птицу, меч-кладенец, шапку-неведимка.Чаще всего в сказках действуют богатырский конь, пьющий огонь и дымом заедает; львы, жертвуют собой ради жизни Богатыря; орел, который приносит живую или мертвую воду, потому что высоко летает и видит все, что творится на земле. Эти образы — воплощение вековой мечты человечества о торжестве добра над злом. Их популярность среди слушателей и читателей наибольшая («чабанець», «Черный Иван и Златокудрый Иван», «Иван Иванович руский царь, Белый Полянин и Анастасия Прекрасная», «Иван царевич и красная девица, конечно зарница», «Трьомсин-синення», «Три крашаночкы», «Безрукая царевна», «Анастасия Прекрасная», «Солдатские сыны богатыря (Котигорошко)», «Иван Иванович, руский царь и морское чудерство», «Кирияк — кобылий сын, Вернидуб, Вернигора и Прутивус» — в записях И. Манжуры; «Медвежье ухо, Вернигора и Крутиус», «Иван Царевич и железный волк», «Трьомсин, Жар-птица и Анастасия с моря», «Ох», «Ивасик и ведьма», «Горошек в небо», «Мальчик и мизинець» — в записях Я. Новицкого, «О Жар-птицу и Волка», «Трьомсин Борис», «Аленка, Ивашечко и Змей», «О царевича Ивана и царицу Марусю» — в записях Г. Залюбовского; » Трьомсин «,» Великолепная коробочка «- в записях Д. Яворницкого).
Хотелось бы верить, что для юных читателей и слушателей, детей и взрослых, так же родным с детства будет волшебное слово народной сказки Приднепровья, земли, где они родились и живут, историю, духовную жизнь которой мозаично воспроизводит сказочный эпос края. Ведь сказки не только отражают самые сокровенные мечты и чаяния народа, свободолюбивые мотивы, этические и эстетические идеалы народа, но и влияют на развитие его духовной жизни, имеют важное культурное значение. Только сказка через тысячу желаний поведет в будущее.



Наталья Василенко, старший научный сотрудник музея «Литературное Приднепровье»



Hosting Ukraine Проверка тиц