Днепропетровский национальный исторический музей

«Cogito, ergo sum»«Поет чарів ночі»: литературно-художественная выставка-диптих к 110-летию со дня рождения В. Пидмогильного (1901-1937)

2.02.11-2.03.11

Известное изречение французского философа Рене Декарта «Cogito, ergo sum» по мнению автора концепции как нельзя более соответствует творчеству В. Пидмогильного, основными признаками которого является психологизм и интеллектуализм.

Обращая взор к охладевшей душе и разума современного человека, создаем экспозицию-диптих или экспозицию в экспозицию, или, если по канонам литературного жанра, — эссе, иллюстрированный историческим материалом (экспонатами, отражающими жизнь и творчество В. Пидмогильного в контексте эпохи 20-30 — х гг..) + художественную новеллу «Поет чарів ночі», автор которой днепропетровский художник Александр Немятый презентует цикл графических работ (тушь, кисть), нарисованных в с. Ковпаковка Магдалиновского р-на Днепропетровской области. Экзистенциальные переживания ночи и у Пидмогильного, и у Немятого — захватывающее созвучны …

Нач. ХХ в. первый оценил творчестве молодого Екатеринославского писателя профессор Петр Ефремов отметил, что “в особі В. Підмогильного в нашій сучасній літературі з’явився дійсний поет-лірик, поет чарів ночі, молода, свіжа, багатонадійна сила з сталим інтересом до психологічних проблем…”

А. Немятый на рубеже тысячелетий творил свои мистические ночные пароксизмы, считая черный цвет самым близким к натуральному. Ценительница творчества художника, она же автор концепции выставки, попыталась выразить свои ощущения от увиденного: «Ти — наодинці з Космосом!.. Тремт від зустрічі з невідомим… Із безоднею… Ти — тільки інструмент у руках Когось Вищого… І тоді, налаштований на хвилю  мерехтіння літньої ночі, сяяння біліючої хати, сріблястості столітніх верб або “смутку смутків», з-під твого пензля виходять правдиві роботи, що бентежать своєю повнотою…»

Итак, камерность 3-го зал дает возможность построить эту «новеллу» вполне отдельно и предоставить ей особый акцент, сосредоточиться на образности, метафоричности. Слова В. Пидмогильного (отрывки из книги «На селі»), усиливает его «пароксизмами» А. Немятый в музыкальном сопровождении ноктюрнов Ф. Шопена или аутентичного украинского пения.

Центром композиции эссе во 2-м зале есть драматически напряженный графический портрет В. Пидмогильного. От него по периметру расходятся «степные» горизонтали живописи, так сказать, соавтора проекта выставки, художника А. Немятого. Это концептуальное решение созрело не столько потому, что в собрании ДНИМ и частных коллекциях ограниченное количество материалов, отражающих жизнь и творчество В. Пидмогильного, но и ради ощущения архетипов сознания и психики мастера, происходит из степей Приднепровья ощущение множества полутонов, бесконечности горизонта, спокойствия, вечера, стенания неизвестной птицы, тоскливого пения, наименьших движений существования человеческой души, по словам И. Франко …

Структура эссе имеет несколько частей:

«Геній з країни чапель»;
«Вир революції»;
«В епідемічному бараці»;
«Cogito, ergo sum»;
«Finale і Воскресіння»

Ведущими экспонатами выставки, конечно, есть прижизненные публикации В. Пидмогильного, прежде всего в литературно-художественном сборнике «Вир революції» (Екатеринослав, 1921), где был напечатан один из его ранних рассказов «В епідемічному бараці»; журналы «Нова громада» ( 1923, 1924) с рассказами «Син», повестью «Історія пані Ївги»; декламатор «Сяйво» (составитель Н. Зеров) с отрывком «Біля вогню» из романа «Місто», а также прижизненные произведения талантливых современников писателя: П. Тычины («Сонячні кларнети»), М. Хвылевого («В. очерті»), «ланкивцев» Г. Косынки («Політика»), Б. Тенеты («Idee fixe»); неоклассиков Н. Зерова, М. Рыльского, П . Филиповича и др.; разнообразные периодические литературно-художественные издания 20-х, среди которых «ВАПЛИТЕ», «Литературная ярмарка», «Пролитфронт», которые пытались вывести украинскую литературу на другой уровень — европейский (литературная дискуссия 1925 28-го гг .) Психологизм (интеллектуализм) произведений В. Пидмогильного и его генерации, строгая аналитика кризисной эпохи дает основания вспоминать Демокрита с его COGITO: от начала и до финала …

Уникальными экспонатами являются первое издание романа В. Пидмогильного «Місто» (1928) из собрания Днепропетровской областной универсальной научной библиотеки, чаплянские документы из архива Н. Чабана, относящихся к истории написания рассказа «В епідемічному бараці» и парижское издание романа В. Пидмогильного «Місто»(1956) и другие.

Параллельным к основному слою экспозиции станет вспомогательный, состоящий из копий фотографии писателя разных лет, литературных группировок 20-х годов; документов эпохи; современных изданий произведений и переводов писателя; образцов литературоведческой и критической мысли ХХ-XXI веков (монографии В. Мельника, А. Галеты; аналитические статьи Ю. Шевелева, Ю. Лавриненко, В. Шевчука, С. Павлычко, В. Агеевой т.п.; воспоминания о В. Пидмогильного (составитель Н. Чабан) и т.д.

Следовательно, многомерность экспозиции дает интеллектуальную пищу для свободной личности, способствует образному мышлению, приоткрывает дверь в пространство настоящего писателя, у которого, поверьте, были основания написать: “На межі двох діб неминуче з’являються люди, що зависають якраз на грані звідки видно далеко назад і ще далі вперед. Отже, вони слабують на хворобу, якої люди жодної партії ніколи не прощають, – на гостроту зору” (Из романа «Місто»).

Ст. наук. сотрудник отдела литературы: И.В. Мазуренко

Адрес: пр. К. Маркса, 64 (музей «Литературное Приднепровье»)
Тел. для справок: +38 (0562) 778-01-00
Время работы музея: вт, пятна, суб, вс. с 11:00 до 17:30 без перерыва; среда с 11:00 до 20:00
Стоимость билетов: 3 грн. для школьников, студентов; 6 грн. для взрослых.



Hosting Ukraine Проверка тиц