Днепропетровский национальный исторический музей

«Я хочу слова…» (выставка посвященная литературному поколению днепропетровских «семидесятников»)

Современный ритм жизни, бурные социальные процессы, происходящие в обществе, подвигают сегодня музейщиков развивать кроме основного направления развития музейной экспозиции «во времени», условно называемого «по вертикали», и другой, условно названный «по горизонтали». В первую очередь это касается экспозиций по современности.
Выставка «Я хочу Слова…», посвящена поколению днепропетровских писателей — «семидесятников», представители которого реально и духовно присутствуют в социокультурном контексте эпохи, а значит, можем говорить об их живом бытии в духовном пространстве сегодняшнего дня.
Объективного и комплексного исследования данного вопроса не существует. Возможно, помехой этому служит явление, в свое время, названное Л. Гумилевым «аберрацией близости». Поэтому выставка «Я хочу Слова…» является попыткой средствами музейной экспозиции, с помощью архивных материалов, исследовать этот интереснейший вопрос в истории современной литературы Приднепровья.
1970-е – первая половина 1980-х гг. в истории получили название времен «застоя». Для украинской культуры этот период был особенно неблагоприятным, хотя и не совсем однородным.
Краеугольным камнем советской эстетики была социальная заангажированность творца. Литература обязана была «отражать», «мобилизовать» и «вдохновлять».
В критике, литературе фактически существовала своеобразная иерархия тем и героев. Особенно «престижными» считались темы партии, рабочего класса, интернациональная тема, образы коммунистов, людей «активного действия», «масштабного мышления», «индустриального труда». Темы ж с истории Украины, истоков личности и ее духовных корней, образы, ищущей себя, пребывающей в сомнениях, интеллигенции, моральные, этические темы расценивались как менее важные, и в них чаще всего находили различные «отступления» и «извращения». Показательна в этом смысле статья Н. Шамоты “За конкретно-историческое отражение жизни в литературе», напечатанная в “Коммунисте Украины” (1973, №5); в ней находим перечень не только запрещенных имен, произведений, но также тем и проблем. С этой статьи начинается окончательная, фронтальная война против какого – бы то ни было «свободомыслия» в литературе.
В это время активно функционируют «черные списки», в которых фигурируют имена допущенных и не допущенных к эфиру, экрану, прессе, происходят исключения из партии, понижения в должностях и увольнения с работы — «тихие репрессии». Затем катится новая волна арестов, в частности и повторных; нередко печатаются «покаянные письма» критикованных.
Состоялся ряд идеологических кампаний, которые спровоцировали появление длинного ряда конъюнктурных произведений, наполненных фальшивым «жизнеутверждающим пафосом», нацеленных на отражение жизни «в свете» очередных партийных решений. На другом, негативном, полюсе не менее активно нагнеталось напряжение «контрпропаганды», развенчания вражеского и антигуманного «буржуазного образа жизни», и прежде всего, «украинских буржуазных националистов». Понятно, что в этих условиях литература и искусство терпели невосполнимые утраты.
На таком фоне приходит в литературу поколение «семидесятников», которое пытается освободиться не только от власти заданной «обязательной» тематики (не говоря уже о типично соцреалистической иерархии жанров, по которой интимное стихотворение менее ценное, чем гражданское), но и власти общих идей, заданного эпохой способа мышления.
Среди днепропетровских «семидесятников» называем Любовь Голоту, Наталку Никулину, Виталия Старченка, Исаака Кобринского, Семена Бурду, Анатолия Богдановского, Михаила Кудрявцева, Владимира Буряка, Владимира Грипаса, Анатолия Шкляра, Григория Гарченка, Юрия Буряка, Евгения Романова, Валентина Морозова, Николая Семенюка, Александра Твердохлеба, Сергея Злючего, Семена Заславского, Людмилу Левченко, Юрия Вивташа и др.
В их творчестве заявляет о себе другой – индивидуальный – ритм мировосприятия, собственная точка отсчета большого и малого, вечного и преходящего. Духовный мир получает новые, высшие ступени свободы и становится независимым од общественной цели. Появляется человек, подотчетный не своему времени, а своему Богу – нравственно-философским основам своего рода-племени и собственному духовному призванию.
Не имея возможности войти в литературу ярко и в одночасье, как это было с «шестидесятниками» — вулканом, взорвавшимся в литературе в годы «хрущевской оттепели», большинство «семидесятников», дебютировавших в конце 1960-х – в начале 1970-х годов, по-настоящему придут в литературу только в конце 1980-х. Выйти раньше на поверхность печатной советской литературы они не могли. Те же из них, чье поэтическое сознание не просто сепарировалось от общественного, а иногда прямо противопоставлялось ему в форме гротеска, эпатажа, художественного абсурда или личностных рефлексий, чаще всего, не рассчитанных на массовое восприятие, и, вообще, занимали социально-пассивные должности сторожей, смотрителей лодочных станций, лифтеров, дворников и т.д. Не случайно это поколение называют «поколением дворников и сторожей».
Экспозиция выставки, посвященной писателям – «семидесятникам» будет двухслойной, как и само время – неоднородное и неоднозначное.
Поскольку идейно-тематический уровень был едва ли не единственным уровнем изучения текста, то верхний ярус экспозиции будет представлен рядом плакатов на общественно-политическую тему, газетными передовицами, программными статьями («За конкретно-историческое отражение жизни в литературе» («Коммунист Украины», 1973, №5); “Тени недоброго прошлого” (“Литературная газета” от 3 июля 1974 года) “Об антиисторизме” (“Правда”) о задачах литературы.
Второй ярус экспозиции, визуально отдаленный от первого, верхнего, должен подчеркнуть дисстанциированность поэта от общественно-исторического плана, однородность которого становится предметом иронии, а не восторга. Основные экспонаты комплекса — фото и рукописи оригинальных произведений.
Можно будет увидеть и кабинет цензора, выполняющего функции контроля за содержанием и распространением не только книг, газет и журналов, но и театральных спектаклей, музыки, картин, скульптур, кинофильмов, фотографий, радио- и телепередач, ведь в 1970-е — начале 1980-х гг.. чрезвычайно активно действовала цензура. На Днепропетровщине – «родине застоя» — особенно.
Экспозиция «Я хочу Слова…» продолжает серию выставок «живой», ненаписанной истории, начатую автором в своих предыдущих проектах.
Открытие выставки состоится в виде круглого стола, на который будут приглашены писатели – персонажи выставки и ученые.
Устное слово, а эти писатели всегда отличались осознанной привязанностью к нему, станет «само текстом», а значит предметом исследования для ученых.
Жанр выставки: литературно-художественная выставка.

Автор выставки: ст. научный сотрудник музея «Литературное Приднепровье» Светлана Мартынова.

Адрес: пр. К.Маркса, 64 (музей «Литературное Приднепровье»)
Тел. для справок: (0562) 778-01-00
Время работы музея: вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11:00 до 17:30 без перерыва; среда с 11:00 до 20:00
Стоимость билетов: 3 грн. для школьников, студентов; 6 грн. для взрослых.



Hosting Ukraine Проверка тиц