Днепропетровский национальный исторический музей

Духовные сокровища Приднепровья (культовая коллекция из фондов ДНИМ)

Культовая коллекция Днепропетровского исторического музея им. Д.И. Яворницкого, которому в этом году исполняется 160 лет, занимает одно из ведущих мест в его собрании. Отдел церковной старины был создан при Екатеринославском областном музее им. Поля в 1904 г. по случаю столетия основания Екатеринославской духовной семинарии. История его создания неразрывно связана с историей музея. Именно во время интенсивного сбора музейной коллекции в ней появляются и различные культовые предметы, церковные раритеты — иконы, кресты, дарохранительницы, венцы, потиры, Библии и Евангелия т.д. Самая существенная коллекция из 600 предметов церковной старины, собранная Д.И. Яворницким, поступила в музей в 1905-1906 гг. Известно, что Яворницкий получил разрешение у Синода право на осмотр и отбор в музей художественно-исторических вещей, находившихся в церквях Екатеринославской епархии, которые не всегда хранились в надлежащем состоянии.
На выставке представлено свыше 250 предметов церковной старины, среди них изделия культового металла. Культовые памятники из металла дают представление об использовании различных вещей в церковно-монастырской среде и о христианской символике на предметах литургической службы, церковной утвари и вотумах, дают возможность увидеть почти все технологии изготовления и декорирования художественных металлических изделий.
Отдельный раздел выставки посвящен коллекции крестов. Крест, как орнаментальный мотив и символический знак, известный во многих культурах и имеет древние корни, это один из основных символов христианской веры и предмет религиозного культа. Христос был распят на кресте во имя спасения человечества. Таким образом, крест становится символом спасения, вечной жизни. На выставке экспонируется напрестольный крест, который обычно используют в литургической службе, стоит на престоле, а также наперсные кресты, кресты-энколпионы, разнообразные нательные кресты.
Среди напрестольных крестов отличается резной кипарисовый крест, который казак Иван Шепотинник вложил в Свято-Николаевскую Ново-Кодацкую церковь в 1774 г. Крест имеет медную золоченую оправу, ножку и седес (высота — 61 см). На лицевой поверхности креста в резных медальонах изображены: в середине — распятие с Марией и Иоанном Богословом, сверху — Бог Сафагоф, на концах ветвей — евангелисты Марк и Иоанн, под распятием — апостолы Петр и Павел, ниже — Андрей и Иоанн старший, внизу — Николай-чудотворец. На обороте креста — Матерь Божья, в верхнем медальоне — Бог Сваоф, на концах ветвей — евангелисты Лука и Матфей, в нижних медальонах — 4 апостола и 2 святых. Оправа креста покрыта нежным гравированным узором. Крест изготовлен украинскими мастерами.
Обращает на себя внимание также серебряный крест-мощовик напрестольный, поступивший из Преображенского собора. Этот крест изготовлен в 1759 г. в Москве на фабрике Кункина. Крест шести конечный, с пятью финифтевыми медальонами на лицевой поверхности. В середине креста находится медальон, на котором изображено распятие Христа, по сторонам распятия стоят Богородица и Иоанн Богослов.
Кресты-энколпионы — своеобразные реликварии, поступили в музей из частной коллекции А.Н. Поля. Относятся они к до монгольской эпохи, найденные на Княжеской горе под Каневом. У жителя Киева В. Балашова музей приобрел кресты — энколпионы, найденные на территории Старого Киева.
На выставке представлены и староверческие кресты. Они, возможно, пришли к нам из староверческих мастерских — церквей поповского и безпоповского направлений — Поморье, Москвы, центральных и южных губерний России. Нахождения староверческих вещей связано с деятельностью в Екатеринославе и Никополе староверческих церквей (Белокриниченского согласия) с начала XIX в. до 1957 г.
Значительное количество староверческих вещей поступила в музей в 1919 г. из собственного собрания купца-старовера П.П. Пронина.
В коллекции музея имеются запорожские кресты — в основном нательные, найденные в захоронениях. Церковь имела огромное значение в христианско-демократическом устройстве казачьего общества. Д.И. Яворницкий отмечал, что для казаков «защита веры предков и православной церкви составлял основу всей их жизни».
На протяжении XVII — XIX в. в культовой практике православной и католической церкви в Украине были в обиходе вотума (металлические подвески). Они имели разную форму или просто изображали какую-то часть человеческого тела. Подвески цепляли к чудотворным иконам в качестве благодарности за исцеление. Коллекция вотумов ДИМ насчитывает 68 единиц и датируется периодом с конца XVIII до начала ХХ в.
Ее комплектование началось с 1905 г. Самые древние из них датируются концом XVIII-нач. XIX в. — «О здравии Марии», «О здравии Елены», «О здравии изнемогает Сохвии» и др. Изображения на них реалистично-бытовые. Эти таблички не несут никакой художественной нагрузки; они имеют практическое значение, являясь материализацией молитвы об исцелении. Вотумы попали в музейную коллекцию из церкви с. Лыхивка Верхнеднепровского района, а также из других сельских храмов. Многие вотумы изготовлены Екатеринославскими и Золотоношенскими народными мастерами (по образцу «паломнических» табличек). Они имеют бусовый край, изображают людей или части тела.
На выставке представлены несколько потир (чаш). Это богослужебный предмет священной посуды в виде бокала на высоком стояке. Благодаря потирам осуществляется причащение священнослужителей и мирян.
Экспонируются венчальные короны — предметы церковного обряда в виде металлических обручей, декорированных ленточным, растительным и геометрическим орнаментом. Представлены, в частности — венец мужской, украшен, финифитеевыми медальонами; венец круглый, металлический, на бархатной подкладке красного цвета, с изображением Божьей матери и младенцем, начала ХХ в.
Коллекции музея принадлежат дарохранительницы. Это предмет литургической посуды, предназначенный для хранения Честных Даров. Их изготавливают из золота, серебра, других металлов с обязательной позолотой внутренних стенок.
На выставке экспонируется — дарохранительницы 1771 г. Благодаря вкладной надписи можно установить, что дарохранительница была изготовлена в 1770-1771 гг. в Киеве (любые клейма на ней отсутствуют, возможно, они находились на утраченных частях).
Она предназначена для Богословской церкви, возможно, Киево-Флоровского девичьего монастыря. Дарохранительница выполнена с высоким художественным мастерством в стиле барокко.
Мастером использованы такие технические приемы, как литье, чеканка, золочение, серебрение, чернь.
Жемчужиной культовой музейной коллекция являются религиозные книги — Библии, Евангелия XVII — XIX века, украшенные изысканными металлическими и кожаными оправами.
Выставка культового металла из фондов музея дает яркое представление о богатстве и ценности музейного собрания, демонстрирует его многообразие и значение для воссоздания прошлого нашего края.

Автор выставки — старший научный сотрудник Дембинская О.И. Автор текста — Бекетова В.М.

Адрес: пр. К. Маркса, 16 (Днепропетровский исторический музей)
Тел. для справок: (0562) 46-34-22
Время работы музея: с 10:00 до 16:00 (выходной — понедельник);
Стоимость билетов: 4 грн. для детей; 8 грн. для взрослых



Hosting Ukraine Проверка тиц