Днепропетровский национальный исторический музей

Творческое наследие Елены Петровны Блаватской

Елена Петровна Блаватская оставила миру творческое  наследие в виде художественной, публицистической, теософской литературы.

Литературно-художественное творчество Елены Блаватской представлено  фантастическими повестями и рассказами, таинственными сюжетами, написанными в разные периоды жизни писательницы: «Кармические видения», «Заколдованная жизнь», «Неразгаданная тайна», «Сияющий щит», «Пещера Эхо», «Из полярного края», «Ожившая скрипка», «Молчаливый Брат», «Легенда о Голубом Лотосе». К литературно-художественным произведения Е.П.Блаватской отнесены и работы, созданные на основе впечатлений автора от путешествий по Индии и южному побережью гималайских гор. К ним относятся такие работы, как «Из пещер и дебрей Индостана» и «Загадочные племена на Голубых горах». В отличие от большинства книг, написанных Е.П.Блаватской на английском языке, эти произведения написаны по-русски и специально для отечественного  читателя.

Активная деятельность Елены Блаватской связана с созданием Международного теософского общества и неотъемлемой частью этой работы – выпуском периодических теософских изданий. Благодаря публикациям в теософских и научно-популярных журналах, Блаватская получила широкую известность и вела активный диалог с многочисленными читателями.

Елена Петровна была основателем главного периодического издания Международного теософского общества – журнала «Теософ» (The Theosophist), первый выпуск которого появился в 1879 г. Со дня выхода в свет первого номера и до конца своих дней Блаватская возглавляла редакционный комитет «Теософа», вела страницу главного редактора «На сторожевой башне» (On the Watch-Tower) и постоянно писала статьи для этого журнала. Многочисленные публикации в журнале «Теософ» носили просветительский характер. Сущность теософии, ее связь с религией, философией, наукой, анализ восточных религиозных школ и философских учений – таков спектр тематики публикаций, которые Елена Блаватская постоянно размещала в «Теософе», по праву считая его официальной трибуной для распространения теософских знаний в мире. Публицистика Е.П.Блаватской представлена и в других теософских изданиях, таких как журнал «Люцифер» (Lucifer), отечественной периодике «Ребус», «Новое время».

Особую значимость имеют работы Е.П. Блаватской, связанные с развитием  идей теософии[1]. Это переводы, комментарии и публикации мифологических, философских и эзотерических текстов Востока, к таким работам относятся переведенные с санскрита на английский язык три текста из «Книги золотых правил»: «Голос Безмолвия», «Два пути», «Семь врат». К данной группе работ относятся произведения, посвящённые целям и задачам теософского общества, сути теософской деятельности и личностным качествам теософа. К работам этой группы следует отнести «Ключ к теософии», «Практический оккультизм», «Теософы и их оппоненты», «О псевдотеософии», «Что такое теософия?», «Кто такие теософы?», «Теософские вопросы».

Наиболее значимые труды всей жизни Е. П. Блаватской созданы в зрелый период ее творчества и связаны с непосредственным осмыслением и обобщением идей теософии. Талант Е.П.Блаватской нашел выражение в созданных  ею «Разоблаченной Изиде» и «Тайной доктрине» – уникальных в истории мировой культуры фундаментальных трудах по истории, сравнительному анализу и синтезу мифологических, религиозных, философских, естественнонаучных систем древности на основе учений  Востока и Запада.

В работе «Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии» (Isis Unveiled), представлен анализ европейской традиции, уходящей корнями в религию и мифологию древних цивилизаций.

Главным трудом Е. П. Блаватской является «Тайная доктрина. Синтез науки, религии и философии» (The Secret Doctrine), цель которой  воссоздание синтеза, позволяющего объединить философию, науку, религию, сформировав основы целостного миропонимания. Представленные в «Тайной доктрине» основные принципы строения и эволюции мира, человека и человечества, обоснование места и роли человека во Вселенной, подчинены теософской идее о единстве мира. В своем труде Е.П.Блаватская обращается к древнейшим учениям, манускриптам восточной мудрости, философским и религиозным воззрениям, а также к современным ей научным достижениям и фактам.

Основные положения теософского учения Е.П.Блаватской

В основе теософского учения Е.П.Блаватской лежит основополагающий тезис о единстве мира как фундаментальном законе мироздания. Основные идеи учения:

  • Фундаментальное Единство всего сущего;
  • В мироздании все наделено жизнью. Каждый атом материи сам по себе носитель жизни;
  • Вся Вселенная, видимая и невидимая, развивается в соответствии с вселенскими (высшими) законами.
  • Планетарная история включает в себя развитие семи человеческих рас[2].

Человек вбирает в себя атомы всех планов бытия, выраженные в его семеричной структуре;

  • Человек является самосознающим существом и играет важную роль, как часть Вселенной.
  • Фундаментальное Единство предполагает единый источник появления человечества. Появление и развитие человека является результатом эволюционных процессов на основе духовных (высших) законов разворачивания циклов Вселенной; эволюция человека обусловлена его духовным развитием (изменением сознания).

Темы, освещённые в «Тайной доктрине» Е.П. Блаватской

  • Доктрина постоянного обновления, представленная в виде закона периодичности развития и закон перевоплощения;
  • Доктрина баланса и гармонии, представленная в виде закона равновесия и жертвенности;
  • Доктрина Иерархий, представленная в виде закона Всеединства;
  • Доктрина внутренней тождественности, представленного в виде закона саморазвития сознания, принципа аналогии в познании; принципа всеобщего братства на основе единой жизни;
  • Доктрина постоянного изменения, представленная в виде всеобщего закона эволюции;
  • Доктрина Универсального знания, представленная через принцип единой сущностной основы единой жизни.

Значение идей Е.П. Блаватской для современности

Теософские идеи, представленные Е. П. Блаватской  в ее работах, оказали влияние на формирование творческих взглядов многих художников и мыслителей XX в., таких как Ж.Дервиль, В. Кандинский, Г. Малер, М. Метерлинк, Я. Сибелиус, А. Скрябин, М. Чюрленис и др.  Учение Блаватской находит развитие в антропософии Рудольфа Штайнера и Живой этике Елены Рерих, во взглядах представителей отечественной  религиозной философии конца 19 – начала 20 в.в., таких как Вл.Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.

Современные теория квантовой физики, концепция целостного миропонимания, учение об энерго-информационном единстве мира являются научным воплощением основ теософии. Взгляды современных теософов, деятельность которых распространяется по всему миру на основе идей единства и духовных идеалов, способствуют процессам взаимной интеграции культуры Востока и Запада, межрелигиозной терпимости и сохранению мира в современном обществе, призывая к единению всех людей доброй воли на основе духовных ценностей человечества.

Цитаты из трудов Е.П.Блаватской

  • Все наше величие – в мыслях. Так давайте же мыслить о прекрасном, ибо красота – основа нравственности.
  • Пусть человек побеждает гнев любовью, зло – добром, жадность – щедростью,а ложь – Истиной.
  • У человека нет более ценной собственности, чем возвышенный идеал, к которому он непрестанно восходит, и в соответствии с которым он формирует свои мысли и чувства, и строит – а это лучшее, что он может делать,- свою жизнь.
  • Всесторонние знания и ученость, самодисциплина и красноречие – вот высшее Благо.
  • Освободи разум от зла и наполни его добротой.
  • Все кончается и проходит, лишь Истина бессмертна и живет вечно.
  • Долг – это то, что «должно» отдать Человечеству, нашим близким, нашим соседям, своей семье, и прежде всего то, что мы должны всем тем, кто беднее и беззащитнее нас. Такова наша обязанность, которая, если не исполнена в течение жизни, делает нас духовно несостоятельными и приводит к состоянию морального краха в нашем будущем воплощении.

Высказывания о Е.П.Блаватской

  • Я любил ее как друга, высоко ценил как учителя и навсегда сохраню память о ней как о святыне!

Генри Олькотт

  • Она обладала силой льва и знаниями мудреца.

Альфред Синнетт

  • В ней было нечто колоссальное, титаническое, можно даже сказать космическое; и приходила мысль, что она не принадлежит к нашей планете и совсем не соответствует масштабу нашей эволюции. Джордж Мид
  • Я был бы более чем удовлетворен, если бы смог коснуться края одежд мадам Блаватской.

Махатма Ганди

  • Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы… Елена Петровна Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей.
  • Считаю лучшими свидетелями значения и гениальности Елены Петровны Блаватской ее научные труды. Елена Рерих
  • Она была ученым, поэтом, пианисткой, художницей, философом, писателем, просветителем, и прежде всего — неутомимой воительницей Света.

Питер Вайнцваг

  • Ее отличала простота, свойственная тем, в ком живет царственный дух.

Эдмунд Рассел

  • Мы, обязанные ей безграничным расширением наших духовных горизонтов, получившие от нее ключ к раскрытию невидимых пружин эволюционного процесса, мы должны понимать, что подвиг ее жизни был необходим.

Елена Писарева

  • С детства у нее была страсть к путешествиям, к смелым предприятиям, к сильным ощущениям. Она никогда не признавала авторитетов, всегда шла самостоятельно, сама себе прокладывая пути, задаваясь независимыми целями, презирая условия света, решительно устраняя стеснительные для её свободы преграды, встречавшиеся на пути.
  • Она возвратилась из своих странствий человеком, одаренным исключительными свойствами и силами, проявившимися немедленно и поражавшими всех её окружавших.
  • Она нашла достойную всех ее усилий цель: распространение между людьми всех сословий и рас веры в единство духовных сил человечества, в познании теософии – древнейшей религии разума.
  • Имя Блаватской, возбудившей такое мировое движение, не сотрется со скрижалей истории. Вера Желиховская
  • Столько сил, сосредоточенных в одной личности, соединение самых необычайных проявлений, идущих с одного и того же источника, как у неё, это, конечно, небывалый случай, возможно, и не имеющий равных себе. Надежда Фадеева
  • Лицо ее было чрезвычайно выразительно… Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я никогда в жизни ни у кого не видел, и когда она начинала что-нибудь рассказывать… то эти глаза все время страшно искрились, и меня потому не удивляет, что она имела громадное влияние на многих людей…
  • Когда я познакомился ближе с ней, то был поражен ее громаднейшим талантом всё схватывать самым быстрым образом: никогда не учившись музыке, она сама выучилась играть на фортепиано и давала концерты в Париже (и Лондоне); никогда не изучая теорию музыки, она сделалась капельмейстером оркестра и хора у сербского короля Милана; давала спиритические представления; никогда серьезно не изучая языков, она говорила по-французски, по-английски и на других европейских языках, как на своем родном языке; никогда не изучая серьезно русской грамматики и литературы, многократно, на моих глазах, она писала длиннейшие письма стихами своим знакомым и родным с такой легкостью, с которой я не мог бы написать письма прозой; она могла писать целые листы стихами, которые лились как музыка; она писала с легкостью всевозможные газетные статьи на самые серьезные темы. Сергей Витте
  • Кем была Елена Петровна Блаватская? И что такое Е.П.Б? (так называли Елену Петровну при жизни – сост.). Плохо понятая и оскорбляемая, почитаемая одними и ненавистная другим, она по сей день принадлежит к числу живых не меньше, а может быть и больше, чем сто лет назад. Ее имя по-прежнему вызывает бурю чувств во всех странах света, хотя имена большинства ее современников уже давно упоминаются на страницах летописей истории лишь вскользь…
  • Ее пылающий факел осветил алтари древних богов и рассеял киммерийскую тьму закоренелого невежества и суеверия, пронеся пламя факела между теми, кто предпочел оставаться слепыми, и теми, кто отважился смотреть и видеть! Борис Цырков

[1] Теософия –  учение о Божественной картине мира, полученной в результате синтеза мистического опыта и созданной на его основе рациональной системы иерархии мироздания и его эволюционных процессов.

[2] Коренные расы – понятие в учении Блаватской, обозначающее каждую из семи стадий эволюции человечества. В «Тайной доктрине» Блаватская связывает развитие коренных рас с изменением географического состояния планеты (разрушением старых и появлении новых континентов), а также с соответствующим сознанием в соответствии с цивилизационным развитием представителем каждой расы. Каждая из 7 коренных рас, в соответствии с учением, имеет 7 подрас. Представители 3, 4 и 5 рас сегодня живут на нашей планете.



Hosting Ukraine Проверка тиц