Днепропетровский национальный исторический музей

Е.П. Блаватская и современность (по материалам коллекции ДИМ)

В 2002 году на базе Днепропетровского исторического музея началось создание Музейного центра Е.П. Блаватской и ее семьи, который должен стать музейным комплексом нового европейского типа, включающим музейную экспозицию, научную библиотеку, научно-просветительский и духовный центр. Отдельный большой раздел будущей экспозиции составляет экспозиция «Е.П. Блаватская и современность», хронологические рамки которой охватывают период с 90-х годов XIX в. до наших дней. Этот раздел рассматривается нами как равноценный разделу, посвященному прижизненной судьбе и творческому наследию Блаватской. В наши дни тематика этого раздела становится все более актуальной, учитывая возросший интерес к имени и деятельности одной из величайших женщин в истории человечества, которая родилась в нашем городе. Развитие современной науки и техники, экологический, духовный и нравственный кризис, охвативший нашу цивилизацию, поиск новых политических, социальных, этических парадигм все чаще заставляют передовые умы человечества вспоминать древнюю мудрость Востока, которая впервые была открыта для западного мира во второй половине XIX в. Еленой Петровной Блаватской. Создательница Теософского движения (гр. «теософия»- божественная мудрость) раскрыла вновь человечеству забытые и утерянные за многие тысячелетия учения восточной космологии и антропологии. По словам одного из самых выдающихся российских теософов Е.Ф. Писаревой: «Учения эти, которые на современном языке вернее всего назвать религиозно-научным синтезом, приводят в гармонию все стороны человеческой жизни, согласуя материальные задачи человека с его духовными запросами.
А кто станет отрицать, что самая повелительная задача нашего времени, от верного решения которой зависит все будущее человечества, есть приведение в гармонию этических проблем с проблемами социальными, нравственного идеала человека с его жизненной практикой?
Вся сила Теософии и состоит в том, что ее учение в состоянии разрешить эту задачу, не убивая земных интересов. Теософия должна стать впереди человеческой мысли потому, что она соединяет в себе всю полноту опыта современного Запада и древнего Востока, полный круг сознания арийских народов, как религиозного, так и научного, дающего в соединении-Мудрость» [1].
Время, в котором мы живем, является тем долгожданным временем, о котором Генри Стил Олкотт, ближайший соратник Е.П. Блаватской, писал: «Придет день, когда имя ее будет записано благодарным потомством… на самой высокой вершине, среди избранных, среди тех, кто умели жертвовать собой из чистейшей любви к человечеству!».
Сама Елена Петровна отмечала, что ее труды опережают на столетие свое время с соответствующим ему уровнем научной и религиозной мысли. Многие десятилетия они будоражили умы скептически настроенной интеллигенции, прежде чем нашли развитие и подтверждение в трудах ученых-космистов К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, а также в открытиях в разных отраслях современной науки.
Начиная с первых своих опубликованных произведений, Блаватская отстаивала на протяжении всей своей жизни тезис, что «наука должна широко раздвинуть свои границы, принять в свои пределы не только физические, но и сверхфизические явления, и рядом с эволюцией формы признать и эволюцию психическую и духовную, или же — сложить оружие и объявить себя бессильной перед явлениями высшего порядка» [2].
Официальная наука конца XIX в., считавшая, что уже открыты все природные законы, при помощи которых можно объяснить все явления во Вселенной, восприняла в штыки прежде всего источник знаний, представленных на суд западной цивилизации Е.П. Блаватской — Махатм Востока. Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству; на Востоке к этому отношение другое. В 1886г., подтверждая публикации Е.П. Блаватской, семьдесят пандитов (ученых, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором утверждали существование Махатм»[3].
Какие же знания о будущем человечества, которые только предстояли быть открыты наукой, передали через Блаватской Мудрецы Востока в главном труде ее жизни -«Тайной Доктрине»?

  • 0на предвидела огромный скачок в раскрытии тайн природы, который будет сделан наукой в конце XIX — начале XX в. Период этого скачка ознаменован:

-открытием таинственного и совершенно неожиданного феномена Х-лучей в декабре 1895г. В.К.Рентгеном; -открытием радиоактивности А.Г. Беккерелем в 1896 г. -открытием и доказательством существования электрона Дж. Томсоном в 1897 г.;
-открытием альфа- и бета-частиц Резерфордом.

  • Она предполагала фотон, который открыл миру в 1905 г. А. Эйнштейн, объясняя явление фотоэлектрического эффекта.
  • Она знала о внутренней взаимосвязи пространства и времени и о «мировой линии». И это было впоследствии открыто Эйнштейном.
  • 0на знала о бесконечной делимости вещества… Только теперь в теории сильных взаимодействий (широко развивающейся с 1984 г.-И.Ш.) наука подошла к идее чистых волн. Только ныне эта идея соотносится с наукой «Тайной Доктрины».
  • Она знала, что к материи и энергии должен быть присоединен принцип сознания. Теперь некоторые ведущие физики заявляют о том, что квантовая механика сама нуждается во введении принципа сознания в физику.
  • Она знала о расширении Космоса. В ее время не допускалась идея расширяющейся Вселенной. Шокирующее открытие расширения Вселенной было сделано Эдвином Хабблом в 1929г.
  • Она утверждала, что Космос проходит через повторяющиеся циклы расширения и сжатия. Современные ученые придерживаются этой точки зрения.
  • Она утверждала, что у нашей планеты существует свой собственный дух… Ныне последователи Гайя-теории приводят свидетельства телеологической (целенаправленной) активности планеты Земля.
  • Признавая телеологическое поведение Земли, можно допустить существование сознания и разума у планеты. Признав, что Земля …обладает сознанием и разумом, допустив возможность какого-то вида сознания у атомов и растений, можно допустить его существование и у Солнца. Мы необычайно близки к доказательству приемлемости духовной иерархии, показанной Блаватской» [4]. Физик Шепли говорит о «пятом приспособлении» (в науке еще известном как «пятая сила», «пятое взаимодействие»), которое мыслимо в области психологии или в мире «антиматерии».

Идея Шепли удивительно перекликается — и по букве, и по смыслу — с предсказаниями Блаватской: «Наша 5-я раса спешно приближается к Пятому Элементу — назовите его, если хотите, междупланетным эфиром… Элемент этот имеет отношение больше к психологии, чем к физике». (Тайная Доктрина. Т.2. Станса VI).
«Речь идет о психической энергии, овладение которой даст грядущему человечеству силу, превосходящую все чаяния, связанные с термоядерной энергией…» [5].
В 90-е годы 20в. понятие «психическая энергия» в физике было приравнено к понятию торсионных полей. В Днепропетровске уже проводились исследование и лечение больных с помощью торсионной установки в клинике МВД доктором медицинских наук, профессором Г.Г.Колесниковым. В нашем городе также существуют центры, в которых осуществляется фото- и видеофиксация ауры человека.
Постоянное развитие этих и многих других научных идей подтверждают одну из многих истин, провозглашенных Е.П. Блаватской в ее «Тайной Доктрине»: «Ни одна великая истина никогда не была принята арпоп, и обычно проходило столетие или два, прежде чем проблески ее начинали вспыхивать в человеческом сознании, как возможная правда… И настоящий труд будет оправдан частично или целиком в XX-м столетии».
«Подтверждение предсказаний «Тайной Доктрины» продолжается. Наукой не исчерпаны эти подтверждения. Нам нужно признать, что «Тайная Доктрина» — книга не только для XIX и XX вв., но и книга — для XXI столетия. Если же принять во внимание всю глубину оккультизма в этой книге и стоящий за обычными средствами науки ее дней очевидный источник знания, мы придем к выводу, что «Тайная Доктрина» — книга на все времена. Она должна стать учебником будущего» [6].
И она им постепенно становится. Сильвия Крэнстон, один из самых авторитетных биографов Е.П. Блаватской в 20 в., свидетельствует о том, что « в 1982 г. преподаватели и студенты химического факультета Массачусетского технологического института составляли планы занятий по «Тайной Доктрине», чтобы изучить то, что непосредственно связано с их будущей специальностью. А в 1988 г. Филипп Перчен, крупный химик, рассказал,…что в этом институте было создано алхимическое общество, где систематически изучали «Тайную Доктрину». Он добавил, что время от времени встречается в нью-йоркском Гарвардском клубе со своими коллегами, главным образом профессорами этого института, для обсуждения «Тайной Доктрины» [7].
Ученые в конце 20в. подтверждают пророчество Е.П. Блаватской о том, что всего за девять лет — с 1888 по 1897г. — покров природы будет прорван. Он «действительно оказался прорван, причем самым неожиданным, поразительным и странным образом, позволив проникнуть невообразимо глубоко и в мельчайшие, и в величайшие царства природы, с такими потрясающими последствиями для науки во всех областях и для повседневной жизни человека, что параллелей этому не сыскать во всей известной нам истории» [8].
Столь конкретное и заодно масштабное осмысление творческого наследия Е.П. Блаватской на ее родине только начинается. Этот процесс будет иметь, по нашему мнению, огромное значение в сфере науки, этики, нравственности, религиозного мышления наших современников. Поэтому задачи, которые мы ставим перед собой в создании экспозиции «Е.П. Блаватская и современность» довольно широки и разноплановы. Решение этих задач призвано адекватно отразить явления, которые происходят на наших глазах, а именно — слияние глобальных всеобъемлющих идей древнего Востока с точным анализом западной культуры, слияние глубинного религиозного сознания древности с высоким научным развитием современной цивилизации.
Развитие, которое получили идеи Блаватской на протяжении всего 20-го и начавшегося уже 21-го века, поистине впечатляюще. Как правило, это развитие находит отражение прежде всего в письменных источниках — книгах, журнальных и газетных статьях, которые являются неотъемлемой частью будущей музейной коллекции. В фондах ДИМ уже собрано значительное количество таких материалов, в настоящее время продолжается их активное пополнение. Среди книг особый интерес вызывают работы наших земляков, непосредственно связанные с идеями «Тайной Доктрины» -Л.Н. Лаврентьевой, Е.С. Павличенко, Г.И. Бибро и др. (издания последних лет). О сложной судьбе «Тайной Доктрины» в 20-м веке на родине Блаватской свидетельствуют имеющиеся в нашей коллекции самиздатовские машинописные переводы с английского 70-х годов XX в. (из частного архива днепропетровского теософа, врача Асауленко Н.Н.).Особое место в этой коллекции занимает и первое издание «Тайной Доктрины» на русском языке, выпущенное в 1991г. в Адьяре (Индия), где находится штаб-квартира Всемирного Теософского Общества, с дарственной надписью Президента ВТО Радхи Бернье. Музейное собрание современной эзотерической литературы включает книги на разных языках, изданные в разные годы XX в.: труды как самой Е.П. Блаватской, так и ее последователей, среди которых семья Рерихов, Кришнамурти и других известных оккультистов. Через десятилетия после смерти Блаватской они продолжали начатую ею традицию — ознакомление технократического западного мира с духовными сокровищами древнего Востока, призванное поднять сознание наших современников на новую высшую ступень.
Одна из задач будущей экспозиции «Е.П. Блаватская и современность» — раскрыть развитие теософского движения в нашей стране, его сложную историю, преодоление всех перипетий социально-политической жизни 20-го столетия.
Следует отметить, что создание музейного центра и формирование коллекции происходит в тесном сотрудничестве с общественными организациями и частными лицами, с теософами Днепропетровска, Запорожья, Киева, Москвы, Магнитогорска, Таганрога, Ялты и других городов.
Музейное собрание пополняется и работами днепропетровских художников-эзотериков, чье творчество находится в непосредственной связи с идеями Е.П. Блаватской и «Тайной Доктрины». Работы А.И. Бедычева, Л.В. Гацелюк и других художников выражают эзотерические и оккультные идеи средствами живописи, раскрывая взгляд наших современников на вечные тайны бытия.
Имя и идеи Елены Петровны Блаватской обязывают к новому осмыслению традиционного понятия «музейная экспозиция». Особенно та часть экспозиции нового музея, которая должна продемонстрировать непосредственную связь творческих идей Е.П. Блаватской с нашей современностью, должна быть предельно приближенной к современным реалиям и технологиям, рассчитана на адекватное восприятие нашими современниками, отечественными и зарубежными гостями. Поэтому кроме собственно экспозиционного материала эта часть экспозиции предполагает обязательное привлечение современных технических средств, использование аудиозаписей, видеоряда, компьютерной графики и т.д.
Особое место в исследовании и реализации данной темы средствами музейной науки занимает создание своеобразной музейной творческой лаборатории, не имеющей аналогов в мире и, в частности, в нашей стране. Речь идет о проведении и фиксировании предстоящих работ по возрождению главного и самого ценного экспоната будущего Музейного центра — дома, в котором родилась в 1831 г. Е.П. Блаватская Судьба хранила этот дом от повреждений и разрушений на протяжении почти 200 лет, в течение которых много раз менялись его внешний облик и внутренняя планировка. Поэтому одна из наших первоочередных задач — восстановить вид и планировку дома как городскую усадьбу начала и середины 19 в., сохраняя его связь с современной городской средой и его место главного архитектурного и смыслового акцента будущего Музейного центра.
Музейная лаборатория подразумевает наглядность и доступность для всех посетителей работ по архитектурно-историческому исследованию дома, по его реконструкции и реставрации. Считаем вполне обоснованным такой подход для этого единственного в своем роде здания, которым гордились бы многие города во всем мире, где хорошо известно имя Е.П. Блаватской и ее вклад в культуру нашей цивилизации. Его возрождение должно стать действительно настоящей музейной лабораторией, демонстрирующей неискушенному в музейном деле зрителю процесс создания нового музея «с нуля». Современные технические средства дают нам возможность полноценной фиксации этого процесса, по окончанию которого собранные материалы могут стать основой создания отдельного экспозиционного узла, рассказывающего об истории становления этого поистине уникального музея.
Актуальность идей Елены Петровны Блаватской для современной науки и культуры во всех ее аспектах придает особую важность созданию музейной экспозиции «Е.П. Блаватская и современность». Наша цель — построение экспозиции качественно нового типа, достойной имени нашей великой соотечественницы, экспозиции, утверждающей непреходящее значение ее учения как для сегодняшнего, так и для будущих поколений.

Библиографические примечания:

  1. Елена Петровна Блаватская. Киев, 1991. -С. 43.
  2. Там же. — С. 11.
  3. Там же. — С.5.
  4. Долгий Ю.И. Научные предвидения Е.П. Блаватской //Вестник Теософии, 1992. — №1. — С.45.
  5. Там же. — С.43.
  6. Там же. — С.45.
  7. Крэнстон С. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига, 1991.-С.522.
  8. Там же. — С.550.

Шерстюк І.Г., старший науковий співробітник відділу «Музейний центр О.П. Блаватської та її родини»

Скарби музеїв: Матеріали обласної наукової конференції до Міжнародного дня музеїв 2003 р. — Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2005. — 156 с.



Hosting Ukraine Проверка тиц