Днепропетровский национальный исторический музей

Д.И. Яворницкий и шевченковедение

Тема наших заметок привлекала внимание исследователей. Но даже больше других сделавшая для ее разработки   М.   М.    Олийник-Шубравская    писала    о   том,   что Д. И. Яворницкий лишь «популяризировал» творчество Шевченко, что оно в наибольшей степени сказалось на стихотворных произведениях ученого, причем внимание обращалось, преимущественно, не на подлинный характер воздействия творчества поэта на мировоззрение историка и формирование его исследовательских интересов, а на то, что, будто бы, шевченковедческие разыскания Д. И. Яворницкого «отмечены ограниченностью мировоззрения» ученого, влиянием на него «либерально-буржуазной идеологии», вследствие чего революционный пафос «музы Тараса Яворницкий обошел» [1]. Подобному подходу отдал дань и автор этих строк, когда в монографии 1964 года писал, будто в трудах Д. И. Яворницкого «авторитет народного поэта был эксплуатирован в интересах буржуазно-националистической интерпретации Запорожской Сечи». Прибавление же, что Д. И. Яворницкий доказал верность представлений Шевченко о важнейших чертах «политического развития Сечи», хотя и существенно, но упомянутой вульгаризаторской ошибки не снимало [2]. Потребность в «покаянии» и побудила автора настоящих заметок взяться за перо в год двойного юбилея Д. И. Яворницкого.
Частным следствием недостаточной изученности темы стало то, что отнюдь не все работы Д. И. Яворницкого о Кобзаре учтены в академической «Бібліографії літератури про життя і творчість Шевченка» [3], выполненной с установкой на полноту.
Творчество Шевченко было одной из фундаментальных идейных основ миросозерцания Д. И. Яворницкого, наряду с этнографизмом Н. И. Костомарова, — одним из истоков его демократического историзма. Близость ученого поэтической стихии воплощена в словах, которые он так любил повторять: «Ми — археологи-поети», «Ми — історики художники» [4].
Вклад Д. И. Яворницкого в шевченкиану велик и многогранен.
Ученый пристально и плодотворно изучал биографию поэта. В опубликованной им в 1909 г. книге материалов о жизненном пути Кобзаря содержались такие существенные, как: 1) автограф автобиографии Шевченко, написанный в 1860 г. по-русски; 2) документы о ссылке Шевченко в Закаспье; 3) собственноручное письмо поэта к М. С. Щепкину и 4) фрагмент из подлинного дела о ссылке Шевченко в «отдельный Оренбургский линейный батальон» [5]. Эта публикация отвечала самым высоким археографическим требованиям: ученый опубликовал тексты, «не выпуская из них  ни единого слова»6. Без материалов Д. И. Яворницкого научная биография Шевченко невозможна. Л. Хинкулов справедливо указал на ошибки комментаторов последнего академического издания сочинений Шевченко, вызванные неучетом опубликованных Д. И. Яворницким материалов [6].
Ученый был оригинальным интерпретатором творчества поэта. Предметом его изысканий стала народность Кобзаря. К народным основам поэзии Шевченко Д. И. Яворницкий относил «чистоту и простоту» его украинского языка, опору поэтического творчества на фольклорную основу; исследователь подчеркивал, что «справжнім народним поетом робить Шевченка і щира, глибока, гаряча, беззавітня любов его до України, за яку він прийняв великі мукі, навіть поклав свою душу» [7]. Д. И. Яворницкий считал, что «глибоко люблячи» живой современный народ Украины, поэт «теж гаряче і щиро любив его минуле, его історію» [8], добавляя, что дороже всех «і наймиліше всіх для него були запорожці» [9]. Еще больше «єднає поета з народом», по убеждению Д. И. Яворницкого, вера, «віра чиста, проста, нелукава» [10]. Эти свойства шевченковой «віри» объясняют, почему поэт «часто призиває Бога осудити грішних, під якими, як син крепацького народу він більш усего розумів панів, із панів найпаче — панів-насильників» [11]. Ученый не уклонился от вопроса: «Та й чи міг би Шевченко, гараче люблячи свій рідний український народ, який палко боровся за святу православну віру з разними ворогами, виступати супроти віри его?» [12]. Указания Д. И. Яворницкого на характер религиозности Шевченко точны и глубоки. Недавно А. М. Панченко напомнил, что А. И. Герцен называл православие Николая I показным, «холодным, ледяным, как петербургский климат» [13]. Вера Шевченко была согрета любовью к людям, идеалами народоправства. Уместно отметить, что написать правду о религиозности поэта в 1920 г. мог только ученый высокого гражданского мужества. Суждения Д. И. Яворницкого о «вере» Шевченко сохраняют свое значение и по сию пору, когда советские шевченковеды настаивают на атеизме поэта [14], а зарубежные — на его «фундаментальной» религиозности [15].
Издание «Кобзаря» и «Гайдамаков» в 1886 г. с богатыми иллюстрациями А. Сластиона Д. И. Яворницкий назвал «монументом Тарасові» [16]. «Монументом» это издание делало и содержательное предисловие Д. И. Яворницкого. Во время безысходной, казалось, реакции 1880-х годов ученый бесстрашно разъяснял читателю, что поэт правдиво изобразил эпоху гайдамаков как время «кровавых действий» украинского крестьянства, которому паны не оставили «ни человеческих, ни гражданских прав» [17].
Глубже других Д. И. Яворницкий исследовал тему Запорожья в творчестве Шевченко. Развивая мысль В. Б. Антоновича о демократичности трактовки поэтом истории Запорожской Сечи [18], Д. И. Яворницкий был прав, когда писал, что шевченковским отношением к этому, говоря словами А. И. Герцена, «удивительному явлению плебеев-рыцарей, рыцарей-мужиков» [19] обосновывалась прочность освободительных традиций украинского народа. На большом и разнообразном конкретно-историческом материале Д. И. Яворницкий показал глубину и безупречность шевченковских познаний о прошлом Сечи. Ученый был вместе с поэтом, когда писал, что Сечь вела борьбу не только «с турками и татарами», «с поляками и ополяченными русскими», но и «с московским правительством, старавшимся вследствие своего централизационного стремления постоянно сокращать, а потом и вовсе уничтожить козацкие вольности» [20].
Д. И. Яворницкий был убежден, что защитой освободительных и патриотических традиций украинского народа Шевченко «вивів свій народ з меж чисто етнографичних і поставив его на широкий шлях культури» [21].
На протяжении более чем 30 лет, предшествовавших свержению царизма, видевшего в литературной деятельности украинцев «скрытое посягательство на государственное единство России» [22], Д. И. Яворницкий пропагандировал творчество великого украинского поэта. Ученый всем сердцем поддерживал традицию шевченковских годовщин, которая с начала 1860-х годов перестала быть явлением только литературной жизни, а явилась действенной формой общегражданского протеста. Он выступал со статьями, докладами и лекциями в дни шевченковских праздников 1908, 1911, 1914 годов [23]. Он отстаивал концепцию глубочайшей народности Шевченко, демократичности его социальных устремлений, достоинства и самобытности украинской культуры.
Наконец, Д. И. Яворницкий немало сделал для изучения функциональной истории феномена Шевченко. Он исследовал воздействие личности и творчества Шевченко на И. Е. Репина [24], писал об отношении к Кобзарю Л. Н. Толстого [25].
Сказанное позволяет заключить, что вклад Д. И. Яворницкого в шевченкиану невозможно описать с помощью категории буржуазного либерализма, тем более национализма. В исследованиях Д. И. Яворницкого о Шевченко нет ни строки, написанной с позиций национальной  исключительности. В высшей степени свойственно Д. И. Яворницкому было использование для характеристики жизненного пути Шевченко стихов о нем Н. А. Некрасова [26]. Вклад Д. И. Яворницкого в шевченкиану можно оценить только при отказе от одномерно классового подхода. Этот вклад отмечен приоритетами общечеловеческих ценностей, активной гуманистической направленностью, и оттого близок нам сегодня.
Можно не сомневаться, что обращение к той части наследия Д. И. Яворницкого, которая остается неопубликованной, обогатит представление о вкладе ученого в шевченкиану новыми гранями.

ПРИМЕЧАНИЯ (Цитаты даются из первоисточников):

  1. Олійник М.М. Д.I. Яворницький — популяризатор творчості Т. Г. Шевченка // Вінок Великому Кобзареві. Дніропетровськ, 1961. С. (241— 242 Шубравська М.М. Д.I. Яворницький. Київ, 1972. С. 103, 231. Олійник -Шубравська М.М. Яворницький Д.І.// Шевченківський словник. Т. 2. Київ, 1978. С. 401.
  2. Марголис Ю.Д. Исторические взгляды Т. Г. Шевченко Л. 1964. С. 20.
  3. См., например «Яворницький Д.I. Т.Г. Шевченково //Днтрові хвилі. № 10. С. 135—136.
  4. Эварницький Д.И. Запорожцы в поэзии Т.Г. Шевченко // Летопись Екатеринославской Ученой Архивной Комиссии. Вып. 8. Екатеринослав. 1912. С. 111.
  5. Яварницький Д.І. Матеріали до біграфії Т.Г. Шевченка Катеринослав, 1909.
  6. Эварницкий Д.И. К биографии Т.Г. Шевченко //Вестник Екатеринославского земства. 1905. № 16—17. С. 399.
  7. Хинкулов Леонид. Тарас Шевченко. Биография.  М. 1960. С. 486.
  8. Яворницький Д. I. Народні основи в поезії Т. Г. Шевченка // «Споживач», 1920. — 4. С 4.
  9. Там же.
  10. Там же.
  11. Там же.
  12. Там же.
  13. Там же.
  14. Панченко А. М. Пушкин и русское православие (статья первая) // Русская литература. 1990. № 2. С. 34.
  15. См., например, Назаренко I.Д. «Т.Г. Шевченко — борець проти ідеалізму і релігії. К. 1961.
  16. Menning С. Religion of Shevchenko // Europe’s Freedom Fighter Taras Shevchenko. 1814—1861. Washington. 1960. 8. 37.
  17. См.: Шевченко Т.Г. Кобзарь. Гайдамаки. Художник А. Г. Сластен Предисловие Эварницкого Д. И. Спб. 1886. С. 2.
  18. Там же.
  19. Антонович В.Б. Об исторических поэмах Т. Шевченко // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. 1888., Кн. II. С. 145.
  20. Герцен А.И. Собр. соч. в тридцати томах. Т. XIV. М., 1958. С. 13.
  21. Эварницкий Д. И. Запорожцы в поэзии Т. Г. Шевченко. С. 129.
  22. Яворницький Д. I. Народні основи в поезії Т. Г. Шевченка. С. 6.
  23. Окунь С.Б., Зиневич Д. М. Примечания. Буржуазия и помещики в 1917 г. Сб. док. М., Л. 1932. С. 309.
  24. Краснопільський Т. Лекції катеринославської «Просвіти» // Рідний край. 1908 № 11. С. 5—7. В архівній комісії // Дніпрові хвилі. 1911, № 10. С. 139. Эварницкий Д.И. Т. Г. Шевченко — народный украин-ский поэт // Южная заря. 1914. От 1 (14) марта, № 2306. П.К. Шевченківські свята в Катеринославі // Маяк. 1914. № 9. С. 9—10.
  25. Яворницький Д.I. 1) I.Ю. Рєпін про Т. Г. Шевченка // Образотворче мистецтво. 1939. № 1—2. С. 70; 2) Шевченко і Рєпін // Па-м’яті Шевченка Дніпропетровськ. 1939. С. 131.
  26. Яворницький Д. Моя перша зустріч з Л.М. Толстим //Життя й революція. 1928. № 10. С. 74—82.
  27. Эварницкий Д. И. Запорожцы в поэзии Шевченко Т.Г. С. 107—108;

Автор: Марголіс Ю.Д. — д.і.н., проф. Ленінградського університету

Джерело: Вчений-подвижник: Життєвий шлях та літературна спадщина відомого на Придніпров’ї археолога, історіографа, краєзнав­ця та етнографа Д.І.Яворницького. (Матеріали науково-практич­ної конференції, присвяченої 135-річчю з дня народження вченого). Дніпропетровськ, 1991. — 78 с.



Hosting Ukraine Проверка тиц