Днепропетровский национальный исторический музей

Реликвии прошлого

Научно-популярная статья.

«Все деревья, даже дуб, раскинулись, и тепло так, как у нас в июне; вообще с тех пор, как мы въехали в Екатеринославское наместничество, воздух и все вещи и люди переменили вид и все кажется живее», — писала Екатерина ІІ с юга в Санкт-Петербург в конце апреля 1787 г.
Путешествие императрицы по украинским землям описано многими авторами, которые основывались на разнообразных источниках – письмах, записках, воспоминаниях как самой Екатерины II, так и австрийского императора Иосифа II, князя Г.А.. Потемкина, французского посланника графа Сегюра, деятелей южного края В.А. Черткова и И.М. Синельникова, запорожского казака Никиты Коржа и многих других свидетелей и участников поистине грандиозного вояжа царственных особ. Никогда до того и после население прибрежных городов и сел вдоль Днепра на всем его протяжении, начиная от Киева и далее до Черного моря, не наблюдало такого величественного зрелища. Флотилия из 80 судов, среди которых было 7 огромных галер, украшенных цветочными гирляндами, флагами, отделанных золотом, в сопровождении множества мелких лодок, дубов и других суденышек, плыла от селения к селению, встречаемая местными жителями и войсками, одетыми в новую форму. Когда путешественники спешивались, их ожидали не менее роскошные шести-, четырех-, двухместные кареты (только из столицы придворные выехали на 14 каретах и более 120 санях, в дороге к ним присоединились местные дворяне), запряженные отборными лошадьми, специально припасенные для этого события. Во многих городах были произведены фейерверки, даны балы, пышные и обильные обеды и другие празднества.
Не случайно Иосиф II назвал это путешествие «галлюцинацией». Он был убежден, что все виденное свитой императрицы в южных землях не настоящее, бутафорное, своеобразный театр, который так любила Екатерина, и который ей искусно соорудил и представил Потемкин. Бесспорно, многое из того, что видели путешественники, было специально устроено, но не все было так однозначно. Но главное, иностранец не мог предвидеть большую будущность здешних мест.
Многое из того, что было начато в присутствии Екатерины II, в последствие захирело, не сохранилось, особенно деревянные строения – всевозможные временные дворцы, арки, павильоны. Тем более, знаменательно и достойно сохранения то, что уцелело.
Так, в Днепропетровске сохранилась так называемая Екатерининская миля. Когда-то она была хорошо видна издали на довольно пустынной площади возле Преображенского собора. В Днепропетровском историческом музее хранятся почтовые открытки конца ХIХ-начала ХХ в., на которых запечатлен этот старинный памятник в Екатеринославе. В настоящее время миля окружена густой листвой деревьев в сквере, разбитом вокруг собора. Производит она жалкое впечатление: камень потрескался, штукатурка облупилась и отпала. Правда, к 225-летию основания Днепропетровска (сентябрь 2001 г.) городские власти намереваются отреставрировать реликвию ХVIII века, дабы сохранить ее для потомков.
В Днепропетровском историческом музее хранится еще один, но уже движимый (в прямом и переносном смысле), памятник ХУШ в. – карета екатерининских времен, которая осталась в крае, так как сломалась во время путешествия свиты Екатерины II. Вот как описывается она в конце ХIХ в. в «Екатеринославском юбилейном листке», когда она еще не была экспонатом местного музея: «В деревянном каретнике архиерейского дома, налево от входа, сберегается экипаж, который своими размерами, общей фигурой, внешней отделкой и неимоверной тяжестью невольно останавливает на себе взгляд посетителя. Это – карета, каким-то образом оставшаяся от времен посещения Екатеринослава Екатериною II . Общая длина кареты между осями около полутора саж. Ход между задними колесами около 2,5 аршин; между передними немного меньше. Диаметр задних колес около 2,5 аршин, а передних — 18-19 вершков. Кузов кареты, висящий на четырех необычайно толстых, широких ремнях, имеет 7,5 четв. ширины, 8,5 четв. вышины и 6,5 четв. глубины; в нем сиденье не более, как для двоих; сзади ремни спускаются с приподнятых в виде буквы С рессор; ни обивки, ни стекол в карете не имеется; крыша кузова в одном месте проломана; облучка и дышла нет; позади кузова, между задними колесами, имеется одна подножка, ведущая на площадку, вероятно, для лакеев, где два человека легко могут поместиться. Внешние углы кузова сохраняют следы бывшей когда-то позолоты. Фундаментальный ход кареты, окованный железом, дает ей полную возможность просуществовать целые века. Тонкие пластинки кузова, тепер обнаженные, сохранились превосходно. К сожалению, по поводу этой кареты никто не мог сообщить нам никакого предания и только указывали на отца Анания, бывшего эконома у преосвященного Феодосия (Макаревского), как на лицо, владеющее некоторыми сведениями по этому предмету.”
В Областной музей им. А.Н.Поля карета попала в начале ХХ в. по инициативе его директора Д.И.Яворницкого. Ее немного подремонтировали и выставили на обозрение публики. В годы Великой Отечественной войны, когда Днепропетровск был оккупирован фашистами, на ней перевозили экспонаты из исторического музея в художественный, так как здание исторического музея (1905 г.) было занято под личкую резиденцию комиссара города Клостермана. К моменту реконструкции Днепропетровского исторического музея в 1968 г. карета находилась в плачевном состоянии, поэтому было решено ее основательно отреставрировать, для чего были приглашены специалисты из Санкт-Петербурга. Они произвели замену кожаных ремней, поддерживающих кузов, восстановили недостающие деревянные детали, заменили внутреннее убранство кузова. И хоть карета не приобрела былое великолепие (позолоту не возобновляли), но экспозиционный ее вид был восстановлен, она заняла достойное место в стационарной экспозиции зала № 3, где повествуется о Екатеринославской губернии с к. XVIII до середины ХIХ в.
Точно такая же карета (с сохранившейся позолотой и короной на верхушке кузова) хранится в собрании одного из Санкт-Петербургских музеев.
Интересный экспонат храниться в Кировоградском музее – это портрет Екатерины II в дорожном костюме, написанный в 1787 г. одним из крепостных князя Потемкина.
Именно в таком костюме предстала Екатерина II 25 апреля на приеме в Киеве: «На ней было одеянье славянского покроя, род кунтуша, из шелковой, затканной золотом материи лилового цвета, с золотым шитьем вокруг, с длинными, откидными назад рукавами;… на груди блестела бриллиантами Андреевская лента над звездами георгиевскою и владимирскою». На приеме она была без головного убора, ее прическа была украшена несколькими булавками и эгреткою с бриллиантами необыкновенно крупной величины.
На портрете же она в меховой шапочке с красным верхом.
Эта картина попала в Кировоградский музей в 1993 г. в составе знаменитого собрания – своеобразной «кунсткамеры» Александра Борисовича Ильина. Она значится как «Портрет Екатерины II в гетманской одежде» придворного художника круга М.Шибанова (?). Сотрудники музея предполагают, что возможно картина принадлежит кисти выдающегося украинского живописца Дмитрия Григорьевича Левицкого, так как на обороте была прикреплена подобная этикетка. Известно также, что М. Шибанов выполнил по заказу Екатерины несколько реплик этого портрета царицы. Один из таких портретов хранится в Русском музее и аннотирован он как портрет работы крепостного князя Потемкина.
Описанные памятники являются как бы непосредственными реликвиями, свидетельствующими о пребывании императрицы в нашем крае, однако, в Днепропетровской области существует еще ряд исторических мест (Преображенский собор, Потемкинский дворец – Дворец студентов, пос.Лоцкамянка – район г. Днепропетровска, с.Никольское-на-Днепре и другие), которые легенды и предания связывают с теми достопамятными временами в истории нашего края.

Автор: В.М. Бекетова, зам. директора по научной работе, кандидат исторических наук.



Hosting Ukraine Проверка тиц