Днепропетровский национальный исторический музей

In vino veritas! (из истории горячительных напитков)

Список экспонатов

  1. Кратер
  2. Амфора
  3. Килик
  4. Канфар
  5. Пелика
  6. Ойнохойя
  7. Блюдо
  8. Потир
  9. Ендова
  10. Братина
  11. Кубок
  12. Бокалы для шампанского
  13. Стаканы
  14. Стопы
  15. Бокалы
  16. Фляга
  17. Графин
  18. Рюмки серебряные
  19. Бульотка

Получив приглашение на сегодняшнюю гостиную, Вы прочли ее название и, наверняка, улыбнулись. Согласна, тема волнующая. А если учесть, что история горячительных напитков уходит далеко в прошлое, то и увлекательная, а порой похожа на захватывающий детектив или приключение, как, например история такого дорогого нашему сердцу напитка как водка. Но об этом позже.
Как сказано в Библии, вместе с другими растениями на земле на третий день сотворения мира появился виноград. А после окончания Великого Потопа первым растением, которое посадил Ной, была виноградная лоза. То есть виноград стар почти как этот мир.
В колыбели европейской цивилизации Древней Греции, где, как известно, все есть, а потому не могло не быть винограда, распространение виноградарства и виноделия связывали с богом Дионисом.
Дионис был сыном Зевса и дочери фиванского царя Кадма. Выросший среди игр и воспитанный прекрасными нимфами, юный бог не проявлял интереса к физическим упражнениям и войне. Бродя по холмам, он отыскал виноградную лозу и, выжав сок спелых гроздей, превратил его в вино. И решил Дионис просветить людей, научив их изготавливать этот возбуждающий желания и приносящий забвение напиток. Явился он к царю Икарию и преподнес ему мех с вином. – Пусть люди узнают его вкус, – сказал он Икарию и исчез.
Впоследствии Дионису посвятят бурные и шумные праздники с традиционными дионисийскими процессиями, гимнами и выкриками. Изображения этих праздников можно увидеть на античных памятниках изобразительного искусства – скульптуре, живописи (особенно вазописи). У нас в музее хранится блюдо, на котором изображено, может быть, и не празднество, посвященное Дионису, но не менее бурное возлияние с участием самого бога виноделия. (Показать блюдо).
А пока…
Погрузил царь Икарий мех с вином в повозку, простился с любимой дочерью и, свистнув верной собаке, отправился в путь. Первыми встретились ему пастухи Аттики. Расположившись у ручья, они утоляли жажду прохладной водой. – Отдохни с нами, – крикнул один из пастухов проезжавшему мимо Икарию. – Во всей Аттике нет слаще воды. – Попробуйте и вы этого божественного питья, – предложил Икарий. Развязав мех, он стал разливать вино по грубым глиняным кружкам. Напиток понравился пастухам. Они стали его шумно хвалить и наперебой рассказывать невероятные приключения. Куда делось спокойствие! В глазах их зажглось бешенство. Они перестали узнавать друг друга. Кто-то бросился плясать, нелепо дрыгая ногами! Двое схватились в драке, обвиняя друг друга в каком-то давнем преступлении. Один же бросился к чужеземцу с криком: «Ты отравил нас!», – и нанес ему смертельный удар.
Такова была первая встреча эллинов с вином. Никогда не забывая о ее трагических последствиях, они научились разумно пользоваться даром Диониса, разбавляя вино водой. Те же, кто не знал о гибели Икария, – скифы, галлы и другие народы – пили цельное вино и теряли разум. Я предлагаю наполнить бокалы вином, которое находится у вас на столах. Заметьте, оно цельное, неразбавленное. Ведь как-никак мы наследники скифской культуры. Но это не значит, что мы будем пить как дикари. Много столетий разделяет нас и скифов. История внесла свои коррективы. В современном мире употребление неразбавленного вина не считается варварством. Давайте же поднимем эти бокалы за умение пить вино, не теряя разум. А песня, которая сейчас прозвучит, еще раз напомнит нам о народе, который прославился не столько неумением (как полагали греки) пить вино, а более всего своим наследием.

Песня о скифах.

Там за Танаис-рекой, эх рекой,
Скифы пьют, гуляют.
Потерял грек покой, грек покой.
Скифы пьют, гуляют.
Даль степная широка, широка,
Все Причерноморье
Повстречаю грека я, грека я
Во широком поле
Акинаком исколю, исколю
Всю погану рожу.
А потом коня возьму, коня возьму,
Конь всего дороже
Я поеду в Херсонес, в Херсонес
Там продам гнедого.
А потом в кабак залез, в кабак залез,
Выпью там хмельного.
Выпью критского вина, эх, вина,
Не смешав с водою.
Долгу ночку проведу, эх, проведу
С гетерой молодою.
Даль степная широка, широка
Стрелы все в колчанах.
Пропадешь ты как дурак,
Коль не будешь пьяным.

Мех и глиняные кружки были не единственной посудой, в которой древние греки хранили и из которой пили вино. Прежде, чем попасть на стол вино меняло несколько сосудов (далее показываем экспонаты).
Хранили вино в амфорах. Перед вами хиосская пухлогорлая амфора (VI в. до н. э.) На острове Хиос производили одни из лучших вин в Древней Греции.
Для смешивания вина с водой использовали кратеры. Этот прекрасный кратер датируется V веком до новой эры. Уже разбавленное водой вино подавали на пирах, к примеру, в плоскодонных амфорах (VI в до н.э.), пеликах (IV — III вв. до н. э.) или ойнохойях (ойнохойя, представленная вашему вниманию, более поздняя и относится к салтовской культуре (VIII — X вв н.э.) Но для нас она особо ценна тем, что это — подарок Харьковского исторического музея к 150-летию ДИМ).
И только после этого вино попадало в сосуды, из которых его пили участники пира: камфары (IV — III вв. до н.э.) или килики (IV — III вв. до н.э.). Любопытно, что само действо – возлияние, сопровождаемое беседой, – называлось «симпосий» («симпосион»), откуда и произошло современное «симпозиум».
А сейчас мы предлагаем устроить небольшой конкурс. Правильно ответившего на вопросы ожидает приз.
1. Первый вопрос – продолжение печальной истории царя Икария. Итак, Икарий погиб, а его собака поняла, что с ним случилось что-то недоброе, и побежала за помощью домой. Увидев ее, дочь царя догадалась, что с отцом случилась беда, и в волнении устремилась вслед за животным. На месте разыгравшейся трагедии не выдержало сердце дочери. И душа юной девушки отправилась вслед за душой отца. Собака же еще долго сидела без воды и пищи возле тела хозяина, чтобы оно не стало добычей хищных зверей и птиц, И долго до слуха обитателей Олимпа доносился жалобный, протяжный вой. А когда погиб и верный пес, растроганный Зевс взял собаку на небо, а заодно Икария и его дочь, — ведь они погибли по вине его сына. И стали они звездами в созвездии Девы.
Итак, 1-й вопрос: Как одна из звезд созвездия Девы связана со школьным летним отдыхом? (Ответ: Самая известная звезда «Собачка» (по-латыни «каникула») восходила на небе в самое жаркое время, которое греки называли «собачьей жарой». Именно тогда в школах прекращались занятия, и время школьного отдыха до сих пор называют каникулами.)
2. Второй вопрос. В какой пропорции древние греки разбавляли вино водой? (Ответ. Древние греки и римляне разбавляли вино следующим образом: на три части воды брали одну часть вина или на пять частей воды — две части вина.)
3. Третий вопрос. Как правильно смешивать вино с водой: воду лить в вино или вино в воду? Почему? (Ответ. Следует доливать воду в вино, ибо всегда более тяжелые по удельному весу жидкости следует наливать в более легкие. Так, чай надо наливать в молоко, а не наоборот.)
На Руси вино стало известно с IX века, еще до принятия христианства, а после принятия – стало обязательным ритуальным напитком.
Для причащения использовались специальные сосуды – потиры. Такой потир перед вами (показывая).
Интересно, что существовали сектанты, которые причащались водой вместо вина. Их называли водяными, аквариями, идропарастатами. В ортодоксальной церкви это считалось самым тяжким грехом, ересью. Отсюда, кстати, идет глубокое презрение в России к непьющему человеку, как к «нехристю», чужаку. Этот древний пережиток живуч до сих пор, и является рудиментом религиозной нетерпимости, хотя и утратил религиозную окраску.
Место сегодняшнего элегантного хранителя налитков – графина – в Древней Руси занимала ендова (показывая). По форме она напоминает скорее широкую миску с открытым узким и длинным носиком. Собственно, славянскими хмельными напитками были квас, березовица, мед. Давайте подробнее поговорим о последнем. Мед был известен уже в глубокой древности и как сладость, и как алкогольный напиток.
Мед не был, как подчас думают, исключительно алкогольным напитком русских. Его знали древние германцы, литовцы, скандинавы, у которых мед считался напитком богов. Основа слова «мед» вовсе не русская, а индоевропейская. Так, в греческом языке слово «мэду» означало «хмельной напиток», то есть общее понятие алкоголя, а иногда употреблялось в значении «чистое вино», т. е. слишком крепкое, слишком опьяняющее, не питьевое по греческим традициям. Мед, как алкогольный напиток был вначале более всего распространен в самой лесистой части Древней Руси, где процветало бортничество (на территории нынешней Белоруссии, в Полоцком княжестве). В Х-ХІ веках мед в Киеве употребляли в исключительных, чрезвычайных случаях и при этом изготавливали его сами, из запасов медового сырья – мед варили. Вареный мед, как напиток, был более низкого качества, по сравнению с медом ставленым. Последний выдерживали по 10-15 лет и более, и он представлял собой результат естественного (холодного) брожения пчелиного меда с соком ягод (брусники, малины). Известны случаи, когда в XIV веке на княжеских пирах подавался мед 35-летней выдержки.
Одним из старейших русских сосудов, из которого пили напитки как алкогольные, так и безалкогольные, была братина (показывая). Пили из братины вкруговую. Она служила своеобразным символом прочности и устойчивости дружеских отношений всех участников «братчинского» пира. Вы видите, что братина по форме напоминает небольшой горшок с шаровидным туловом, часто снабженный высокой конической крышкой. В таком сосуде мед долго оставался холодным, а сбитень — горячим.
К сожалению, у нас нет братины, которую мы могли бы наполнить и закрепить наш сегодняшний союз, выпив, как в старину, вкруговую. Поэтому я предлагаю тост, который коротко звучит» как в фильме «Особенности национальной охоты», — «За единение». А если не коротко… Я хочу поднять бокал за то, чтобы сегодняшняя наша встреча для тех, кто впервые в музейной гостиной, не стала единственной, а ознаменовала бы начало сотрудничества. А для тех, кто является нашим постоянным гостем, — явилась еще одной ступенью в совместной работе. Классическая Греция и Древняя Русь, заложив традиции виноделия, остались в прошлом.
Давайте, обратим внимание на утонченный XVIII век, который трудно представить без изысканного вина. Каких только названий здесь не было: портер, шатолафит, сент-эстеф, медок, марго, сен-жюльен, марсала, шабли, го-барсак, вейн-де-граф, макон, нюи, пети-виолет и так далее, и тому подобное. Кстати, по воспоминаниям современников, во время званых обедов бутылки или графины с вином расставлялись заранее только в России. Денис Иванович Фонвизин, посетивший Германию, Италию, Францию, так объясняет некоторые европейские обычаи, описывая приемы в доме графа Перигора и маркизы Фрежевиль: “Спрашивал я, для чего вина и воды не ставят перед кувертами? Отвечали мне, что и это для экономии – ибо-де подмечено, коли бутылку поставить на стол, то один ее за столом и вылакает; а коли не поставить, то бутылка на пять персон становится. Подумай же, друг мой, из какой безделицы делается экономия: здесь самое лучшее столовое вино бутылка стоит шесть копеек, а какое мы у нас пьем – четыре копейки. Со всем тем, для сей экономии не ставят вина в самых знатнейших домах”
Очень важно было не только, какое вино подавалось на приемах, но и в чем оно подавалось. Пиршественные сосуды: кубки, бокалы, чаши, кувшины, кружки, стаканы,– с древнейших времен наполнялись не только вином, но и особым смыслом празднества и торжественности. Сосуды для питья были ценнейшими призами для победителей в состязаниях.
Кубки служат для этой цели и поныне (показывая кубок). У нас, хранятся чудесные богемские кубки XIX века хрустальные и рубинового стекла. Особое значение придавалось стеклянным сосудам. Со времен Древнего Рима стеклянный бокал символизировал открытость, доверие, взаимоуважение. У Марциана читаем:
Все мы пьем из стекла, ты же Понтик, из мурры.
Чтоб прозрачный бокал разницы вин не открыл?
перевод Ф.Петровского
Вы видите на наших столах стеклянные бокалы. Но, надеюсь, не по их наличию судите о нашей открытости и уважении к своим гостим. Вновь предлагаю наполнить бокалы и выпить за доверие и взаимоуважение.
Вино раскроется в своем великолепии лишь в достойном его сосуде, который должен ласкать глаз чистотой и формой, доносить винный аромат. Для каждого вина нужен свой бокал, в котором оно лучше всего “заиграет”, покажет свои краски, прозрачность и яркость (что можно оценить лишь в стеклянной посуде). Считается, чем тоньше вкус и аромат вина, тем тоньше должно быть стекло, из которого сделан бокал. Знающие толк в вине и в искусстве его пить французы говорят: “Для тонкого вина нужен тонкий бокал”. Не случайно Дом Периньон, изобретатель шампанского, вместе с этим напитком создал и бокал для него – похожий на лилию фужер, из которого мы пьем игристые вина и по сей день (показывая бокалы для шампанского).
Существуют многочисленные формы бокалов, способные достойно представить различные марки вин и подчеркнуть их особенности. Не вдаваясь в подробности строго очерченных правил (какому вину какой бокал соответствует), назовем лишь основные:
бокал не должен быть слишком маленьким, так как он наполняется лишь наполовину, а если вино элитное – то на одну треть. Такой объем вина в бокале дает возможность вращать его для лучшего соединения напитка с воздухом с целью проявления всей полноты аромата;
— бокал должен быть с прозрачными стенками, позволяющими видеть цвет вина и наслаждаться им.
В XVIII веке поклонники вин наслаждались ими чаще всего из бокалов английского и богемского стекла. В собрании нашего музея также есть коллекция богемского стекла XVII — XIX веков, которую хотелось бы вам представить (показывая, обращая внимание на отдельные, наиболее интересные экспонаты). Интересно вспомнить очень, распространенное убеждение, что чем дольше хранится вино, тем оно, лучше. Вот что пишет об этом известный писатель Илья Эренбург: “1891 хорошо памятен русский людям да еще французским виноделам. В России был голод; двадцать девять губерний поразил недород. Французские виноделы разбогатели на вине того года; засуха сжигает хлеба, и повышает качество винограда. Еще в 20-х годах XX века знатоки разыскивали вина, помеченные цифрой «1891». В 1943 году из Ленинграда по «ледяной дороге» вывезли в Москву вагон со старым «Сент-Эмилион» 1891 года Самтрест попросил Алексея Николаевича Толстого и меня проверить качество спасенного вина. В бутылках оказалась кисловатая водица, – вино умерло (вопреки распространенной легенде, вино даже самое лучшее, умирает в возрасте сорока-пятидесяти лет)”.
Вот такая печальная история. А для того, чтобы развеять нашу грусть, предлагаем послушать романс. (Звучит романс) В XIX веке, продолжившем изыски XVIII века, стало модным употреблять пунши, крюшоны, коктейли, глинтвейны, которые были смесями алкогольных напитков с фруктовыми соками, пряностями, водой, льдом. Перед вами приспособление, с помощью которого готовили пунш – напиток из рома, вскипяченного с сахаром, водой, фруктовыми приправами и соком (показать).
Названия некоторых коктейлей порой подстать самим неожиданным смесям. Например, коктейль под названием «Шерстинка того пса» готовили так: треть стакана шотландского виски, столовая ложка меда, столовая ложка сливок; эту смесь влить в стакан со льдом, энергично встряхнуть несколько раз, процедить. Выражение «шерстинка того пса» введено было в обиход английским драматургом Джоном Хейвудом. Вот цитата из его произведения: Я умоляю, сжалься, дай нам с другом Шерстинку пса, что нас вчера кусал…
Редкую выразительность несет в себе французская культура.  Один из рецептов от похмелья называют во Франции «Промывка для поросенка»: Налить в стакан немного лимонного сиропа, долить до половины стакана сухого белого вина, добавить газированной воды. Давайте и мы попробуем создать свой коктейль. (Объявляется конкурс коктейлей.)
Однако, если мы не упомянем еще один напиток, то вряд ли будем поняты. Не станем лукавить: в нашем житейском обиходе в ряду таких насущных понятий как хлеб, деньги, работа, не менее часто мелькает и слово «водка». Так уж исстари повелось: водка – как бы естественное дополнение приятной трапезы, атрибут дружеского общения, неизменный спутник шумного застолья. А задумывались ли вы над тем, когда началось производство водки, и было ли оно начато у нас раньше или позже, чем в других странах? Наверняка многие вспомнят об «исторической традиции» и «сложившейся практике». Но… все это очень туманно. А вот осенью 1977 года вопрос этот приобрел государственное значение.
Ряд американских фирм стал претендовать на преимущественное право использовать наименование “водка” только для своего товара на том основании, что они, якобы, начали производство раньше, чем советские фирмы, ссылаясь на запрет советского правительства на производство водки с декабря 1917 года по 1924 год. Но было несложно юридически и исторически доказать, что советское правительство просто продлило запрет предшествующих царского и Временного правительств на производство и торговлю спиртоводочными изделиями в период первой мировой войны.
Почивая на лаврах, Советский Союз оказался совсем не готов ко второй атаке, последовавшей со стороны государственной водочной монополии ПНР и воспринятой как своего рода “удар в спину”. Польша утверждала, что водка была изобретена и производилась в Польше раньше, чем в России. А потому, право продавать и рекламировать на внешних рынках продукт под названием “водка” должна получить лишь Польша, а Советский Союз должен искать себе новое название для рекламы своего продукта.
Попытки советской стороны ссылаться на то, что “весь мир знает” или что “всегда так было ” были безжалостно отклонены. Законы мирового капиталистического рынка суровы: они не принимают во внимание не только эмоции, но и традиции. Сторонам было предоставлено время для поисков доказательств. К весне 1979 года международно признаным специалистом в области истории, теории и практики кулинарного искусства Вильямом Васильевичем Похлебкиным было написано исследование «История водки». Решением международного арбитража 1982 г. за СССР были, бесспорно, закреплены приоритет создания водки как русского оригинального напитка и исключительное право на ее рекламу под этим названием на мировом рынке, а также признан основной лозунг “Только водка из России – настоящая русская водка”.
А коль скоро речь зашла о рекламе, позвольте познакомить вас с вино-водочной рекламной продукцией конца ХIХ начала XX века (показываются и зачитываются образцы рекламы).
Снова предлагаем небольшой конкурс, основанный на вопросах-ответах. Многим известны крепкие алкогольные напитки, близкие водке и даже называемые водкой, производящиеся в разных странах. Требуется уточнить страну производитель и вид сырья, из которого получают тот или иной напиток.   Для примера — разминка: Всем известные: ДЖИН — Великобритания, ячмень. САКЕ — Япония, рис.
А теперь — конкурс.

  1. МАОТАЙ? Китай Рис
  2. БАМБУЗЕ? Индонезия Зерно бамбука (дополнительная информация; бамбук цветет раз в 25-30 лет; напиток плохо очищается от примесей метилового спирта; вызывает галлюцинации, вследствие чего употребляется как ритуальный напиток в особые праздники (очень редко).
  3. ХАНШИНА? Китай Просо
  4. КАЛЬВАДОС? Франция, Нормандия. Яблоки
  5. КИРШВАССЕР?  Германия Вишня
  6. ПЕИСАХОВКА? Украина (Одесса), Израиль Изюм
  7. ПУЛЬКЕ? Мексика Кактусы
  8. КУМЫШКА? Удмуртия, Марий Эл, Башкоростан Молоко (коровье,овечье, конское) овечье, конское)
  9. АРЬКА? Калмыкия, Бурятия. Кумыс (дополнительная информация; пьют только горячей, так как в остывшем виде имеет неприятный запах).
  10. СЛИВОВИЦА? Венгрия, Словакия, Румыния, Югославия Чернослив, ренклод
  11. АРАКИ? Турция Финики
  12. РОМ? Латинская Америка Сахарный тросник
  13. КИЗЛЯРКА? Северный Кавказ, Ставрополье, Кубань Яблоки, груши, сливы, абрикосы (для создания непринужденной обстановки в качестве призов можно использовать в соответствии с вышеназванным сырьем рис, пшено, фрукты или фруктовые компоты, соки, кактус, молоко, молочные продукты).

Интересна история и самого слова “водка”. Вряд ли кто знает, что вплоть до второй половины XIX века такое “родное” для многих слово не было еще широко распространено в значении алкогольного напитка, хотя и было уже известно и употребительно в народе. Только в словарях, изданных в конце ХIХ-начале XX века, слово “водка” встречается как самостоятельное, отдельное слово и уже в своем единственном, современном значении – ”крепкий спиртной напиток”.
Предвижу недоумевающий вопрос: “Какое же еще значение могло быть у слова водка?” Слово “водка” означает не что иное, как вода, но только в уменьшительной форме, которая до нашего времени не сохранилась. На первый взгляд кажется странным, что один из самых крепких алкогольных напитков был назван по имени столь безобидного питья как вода. Для того чтобы все стало на свои места, нужно знать, что восприятие воды древним человеком отличалось от современного. Вода была, прежде всего, напитком или компонентом напитков. Если вспомнить, что многие древнерусские напитки включали в свой состав воду, да и вино, привозимое из Византии и Крыма разбавлялось по древнему греческому обычаю водой, то станет более понятным, почему вода оказалась тесно связанной с алкогольными напитками, как постоянный компонент при их употреблении, а водку до середины ХІХ века называли “хлебным вином”. Кроме того, есть предположение, что определение “водки” “запоздало” на несколько веков, отстав от фактического производства водки, так как вплоть до XVII века получаемый хлебный спирт разводили не просто водой, а сытой, т.е. водой, слегка ароматизированной небольшим количеством меда. Считалось, что хлебный спирт не “разводняли”, а всего лишь “рассычивали”.
Украинское название водки — «горілка» — возникло позже, в XVII веке, и связано со способностью продукта гореть, выгорать. Этот термин, по существу, общеевропейский, так как был принят во всех германоязычных странах как официальное название хлебного вина – водки: “брантвайн”. В украинском языке слово “горілка” стало основным официальным названием водки, а в польском — одним из двух основных: “gorzalka” (горзалка) и “wodka” (водка). В русском языке термин этот не закрепился из-за близости, и даже совпадения корней, в словах “горячее вино”, “горючее”, “горящее”, “горелое”. В украинском языке сбиться с “горящего” на “горячее” или “горелое” было невозможно, так как эти слова в украинском языке имеют другие корни: “горящее” – “палаюче”. Кроме того, русские более склонны отличать в явлениях, в продуктах не один из их физических (технических) признаков (в данном случае – способность к горению), а либо особенности сырья, из которого делается продукт, либо особенности производства, либо места происхождения продукта.
Если говорить о посуде, в которой подавали водку, то это хрустальные или серебряные стопки (показать). Впрочем, граненые рюмки или стаканы из обыкновенного трактира в провинциальном российском городе XIX века тоже следует считать раритетом (показать трактирную посуду).
Итак, мы перелистали страницы интереснейшей части истории человеческой культуры – истории горячительных, хмельных напитков. В нашей жизни они занимают немаловажное место. А это обязывает их любить, ценить и… уметь пить. Поэтому нашу встречу хочется закончить словами Мирзы Шафи Вазеха:

Уменье пить не всем дано,
Уменье пить — искусство.
Тот не умен, кто пьет вино
Без мысли и без чувства.

Литература:

  1. Алмаши К. К., Ниязбекова Л. У. Солнце в бокале. – Ужгород, 1975.
  2. Аутербридж Д. От алкогольного тумана до ясной головы // Родина. 2000. № 4. — С. 114
  3. Дженеев С. Ю., Дженеев Ю. С. Вино — восьмое чудо света. – Ялта, 1998.
  4. Дурнева О. А истина — на дне бокала? // Днепр вечерний. 2000. 1 сентября.
  5. Кирсанова Р. Правила столового этикета. // Родина. 2000. № 4. — С. 112.
  6. Немировский А. И. Мифы древней Эллады. — М., 1992.
  7. Охременко П., Гайворонская 3. Вина Крыма: Крымиздат, 1963.
  8. Похлебкин В. В. История водки. — М., 2000.
  9. Шевелева О. Вино французское, посуда русская. // Родина. 2000. № 4. — С. 99
  10. Эренбург И. Люди, годы, жизнь… (воспоминания в 3-х томах).-М.,1990.Т.1.-С. 49;

Автор: Гайда Л.О. — зав. відділом ДІМ

Джерело: Музей і відвідувач. Методичні розробки, сценарії, концепції / Упоряд.: Капустіна Н.І., Гайда Л.О. – Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2005. – 148 с.



Hosting Ukraine Проверка тиц